понедельник, 7 апреля 2014 г.

О РОЛИ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ

Селюков М.В., канд. эконом. наук, доцент, доцент кафедры социальных технологий, Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород
Шалыгина Т.О., студент Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

На сегодняшний день, приграничное сотрудничество является одной из важнейших особенностей сложившихся связей регионов. Такое утверждение очевидно, так как, именно на границе происходит пересечение многих жизненно важных государственных проблем – внешнеэкономических, экономических, культурных.

После распада СССР огромные пространства России оказались в положении пограничных, сформировав так называемую зону «нового приграничья». 24 субъекта России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта РФ приобрели дополнительные границы со статусом государственных. В настоящее время в связи с изменением их политического статуса открытость границ резко понизилась, а барьерная функция возросла, что привело к изменению условий и факторов социально-экономического развития территорий «нового приграничья» России1.
Как было отмечено выше, Россия – страна, имеющая громадный пограничный периметр, поэтому, развитие приграничного сотрудничества, добрососедских отношений между государствами содействуют сближению населения, проживающего на приграничных территориях, развитию добрососедских отношений.
Приграничное сотрудничество развивается в следующих сферах:
  • торговля
  • привлечение инвестиций
  • создание совместных предприятий
  • кооперационное производство
  • переработка давальческого сырья
  • торговля лицензиями
  • лизинг
  • перевозки, улучшение транспортного сообщения, открытие новых пунктов пропуска граждан, транспорта и товаров через границу (с созданием соответствующей транспортной и таможенной инфраструктуры)
  • эффективное использование природных ресурсов
  • услуги в области связи, модернизация средств коммуникаций
  • информационное сотрудничество, обмен новыми технологиями
  • строительство
  • экология
  • образование
  • культура
  • налаживание сельскохозяйственного производства
  • организация совместных предприятий пищевой промышленности
  • упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами
  • поддержка соотечественников за рубежом, проживающих на приграничной территории.
Поэтому, развитие приграничного сотрудничества возможно по многим направления, тем самым, способствуя и укрепляя хозяйственные, гуманитарные, культурные, туристические и другие связи между приграничными территориями России и сопредельных государств.
Происходящие изменения в экономике и политике нашей страны и других стран, Россия стала осуществлять сотрудничество с соседними европейскими территориями в форе Еврорегионов.
Еврорегион представляет собой европейскую форму международной интеграции, которая в свою очередь основана на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, которые расположены в приграничных районах европейских государств.
За пределами Евросоюза были созданы следующие Еврорегионы:
  • Еврорегион «Балтика» создан в 1998г. в составе Калининградской области (Россия), округов Круноберг, Кальмар и Блекинге (Швеция), округа Борнхольм (Дания), Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств (Польша), Клайпедского округа (Литва) и так называемого «Региона планирования побережья Балтийского моря» (Латвия). Среди целей создания еврорегиона – развитие инвестиционной активности и улучшение качества жизни населения.
  • Еврорегион «Сауле» функционирует с 1999г. в составе Неманского и Славского районов и города Славск (Калининградская область), Елгавского района (Латвия), Таурагского и Шауляйского уездов (Литва), лэнов Сконе и Сёдерманланд (Швеция). В рамках региона осуществляется содействие совместным трансграничным проектам экономического развития в сферах промышленности, сельского хозяйства и лесной промышленности, транспорта, связи, обмена «ноу-хау», охраны окружающей среды, борьбы с преступностью.
  • Еврорегион «Днепр» создан в 2003 г. в составе Брянской области (Россия), Гомельской области(Беларусь) и Черниговской области (Украина). Среди направлений деятельности – обеспечение опережающего инновационного развития трёх соседних областей за счёт реализации совместных инвестиционно-инновационных проектов, углубления производственной кооперации, создания совместных предприятий и производств.
  • Еврорегион «Слобожанщина» (создан в 2003) в составе Белгородской области России и Харьковской области Украины.
  • С 2004 действует еврорегион «Псков-Ливония», в который входят 5 районов Псковской области, 4 района Латвии и 3 уездных Союза самоуправления Эстонии.
  • Еврорегион «Ярославна» (создан в 2007) в составе Курской области (РФ) и Сумской области (Украина).
  • Еврорегион «Карпаты» (создан в 1993) в составе 19 административных единиц Украины, Польши, Словакии, Венгрии и Румынии.
  • Еврорегион «Буг» (создан в 1995) в составе Волынской области (Украина), Брестской области (Беларусь) и Люблинского воеводства (Польша).
  • Еврорегион «Беловежская пуща» (создан в 2002) в составе 3 районов Беларуси и нескольких территориально-административных единиц Польши.
  • Еврорегиона «Донбасс» (создан 29 октября 2010 года) в составе Ростовской области (Россия) и Луганской области (Украина). Среди целей создания еврорегиона – развитие транспортной сети, углубление научного и культурного сотрудничества, охрана окружающей среды.
  • Еврорегиона «Днестр» (создан 2 февраля 2012 года) с участием нескольких областей Молдавии, Приднестровья и Украины.
Так же хотелось бы отметить те еврорегионы, которые находится немного удаленней от России, а именно:
  • «Добрава» (Dobrava) – Чехия и Польша (2001);
  • «Эльба-Лаба» (Elbe-Labe) – Чехия и Германия (1992);
  • «Маас-Рейн» – Бельгия, Германия, Нидерланды (1976);
  • «Померания» – Дания, Германия, Польша, Швеция (1995);
  • «Силезия» (Silesia) – Чехия, Польша (1998);
  • «Татры» (Tatras) – Польша, Словакия (1994). Здесь находятся самые популярные в Польше центры зимних видов спорта. Самый знаменитый горнолыжный курорт Закопане, который называют зимней столицей Польши;
  • Еврорегион «ТриРена» (1995). Складывается в районе Верхнего Рейна на пограничье Германии, Франции и Швейцарии. Эта разорванная между государствами территория начинает постепенно стягиваться благодаря комплексу мер, направленных на упрочение связей. Важное место в нем отводится туризму.
Для наращивания темпов социально-экономического развития приграничных регионов России на наш взгляд, необходимо активное использование всех существующих типов и моделей приграничного сотрудничества, при учете существующих особенностей и специфики каждого субъекта2.
По нашему мнению, необходимо создание особого режима сотрудничества для приграничных областей в виде особого статуса, а также предоставление особых полномочий для региональных властей с целью осуществления приграничного сотрудничества. Максимальный эффект такая модель может дать, когда по обе стороны границы будет установлен одинаковый режим по полномочиям местных властей, который вводится либо на основе международного соглашения (например, межгосударственным соглашением о режиме приграничной торговли), либо на основе унифицированных национальных законов обеих стран (об особом режиме приграничной зоны).
Мы думаем, что, граница сегодня должна находится в режиме активно развивающегося функционирования и эффективное приграничное сотрудничество субъектов Российской Федерации со странами Европы и Азии станет достойным ответом на новые вызовы времени, прежде всего расширение ЕС и бурное развитие экономики КНР.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что, необходима координация стратегий регионального развития и приграничного сотрудничества российских регионов, региональных транспортных и промышленных программ реализации международного сотрудничества субъектов Российской Федерации со стороны федерального центра, что решило бы целый ряд существующих проблем социально-экономического развития регионов России.


1 Вардомский Л.Б., Голицина И.И., Самбурова Е.Н.. Государственные границы и региональное развитие: полит-географический аспект // Сборник трудов «Политическая география: современное состояние и пути развития». М., 2011. С.35 – 46.

2 Вардомский Л. Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России //Голос России. 2010. № 1(8). С. 30 – 32.

Комментариев нет:

Отправить комментарий