понедельник, 7 апреля 2014 г.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПРОЕКТОВ

В.В. Макарова, магистрантка Института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Главными факторами приграничного сотрудничества России и стран СНГ являются безвизовый режим и внешнеторговые преференции, определяемые двусторонними соглашениями о свободной торговле и соглашениями о многостороннем сотрудничестве. Основной задачей приграничного сотрудничества со странами СНГ до последнего времени было снижение экономических и со­циальных потерь от появления новых пограничных барьеров.

Появление новых границ вызвало у приграничных территорий сильный шок, обусловленный существенным усложнением сложившихся в советский период связей между регионами. Большая часть экономических связей в новых условиях оказалась неэффективной. Спад производства и переориентация связей предприятий в приграничных районах в основном связаны с появлением таможенных и транзитных барьеров, введением собственных валют и высокими финансовыми и таможенными рисками взаимных экономических связей.
Приграничные регионы любого государства в силу своего географического положения выступают посредниками в экономических отношениях с соседними странами. К тому же эффективное функционирование этих регионов напрямую зависит от международного сотрудничества, поскольку границы являются для них барьерами для развития. В последние годы в международной политике приобрело значение приграничное или трансграничное сотрудничество. Такие взаимоотношения являются специфической разновидностью международной деятельности регионов. В европейской рамочной Конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 1980 года под приграничным сотрудничеством понимаются «любые согласованные действия, направленные на укрепление и поощрение добрососедских отношений между территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух или более договаривающихся сторон, и заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей»1. Данное сотрудничество осуществляется в рамках полномочий региональных властей и определяется внутренним правом каждой из стран.
Характер приграничного сотрудничества определяется следующими условиями:
– наличием или отсутствием пограничных проблем;
– общим уровнем развития сотрудничества соседних стран;
– требованиями безопасности государств;
– уровнем социально-экономического развития приграничных регионов;
– этнокультурными особенностями приграничных территорий;
– полномочиями региональных властей в осуществлении международной деятельности;
– состоянием приграничной инфраструктуры.
Целью приграничного сотрудничества является решение актуальных проблем, таких как загрязнение окружающей среды, низкий уровень экономического развития, нехватка инвестиционных ресурсов, социальные проблемы и многое другое. Для устранения этих проблем приграничными регионами совместно разрабатываются целевые проекты и программы, однако вопрос об их эффективности остается открытым.
В общем смысле под эффективностью проекта понимается соотношение результата и средств, затраченных на реализацию проекта. В свою очередь региональная эффективность представляет собой комплексную характеристику вклада проекта в конечные общественные результаты на региональном уровне в производственной и непроизводственной сферах2. Исходя из данного определения можно сказать, что трансграничные проекты можно считать эффективными лишь в том случае, если они приносят общественный результат, то есть оказывают в регионе положительный социально-экономический эффект. Регион при этом рассматривается как многофункциональная и многоаспектная социально-экономическая открытая система, имеющая прямую и обратную связи с внешней средой. Отсюда следует, что одним из основных критериев оценки регионов с точки зрения состояния их региональной инвестиционной сферы является их пространственная неоднородность, она диктует начальные условия для развития инвестиционного рынка и климата, определяет инвестиционную политику региональных властей. Однако положительный эффект может также наблюдаться только в одном регионе-участнике проекта, в таком случае сложно рассчитать общую эффективность всего трансграничного проекта. В связи с тем, что регионы расположены на территории разных государств могут различаться как методы оценок, так и показатели эффективности. Для более точного анализа необходимо применение комплекса показателей, таких как3:
– показатель экономической эффективности проекта определяется как часть суммарного за все годы реализации проекта произведенного объема валового регионального продукта;
– показатель финансовой эффективности определяется как чистая приведенная стоимость проектов и внутренняя норма доходности проектов;
– показатели социального эффекта, достигаемого в результате реализации трансграничного проекта, к которым относятся: повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте; повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем; улучшение состояния окружающей среды; повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Все существующие методы оценки эффективности инвестиционного проекта подразделяются на две группы: основанные на дисконтированных и учетных оценках. Выбор метода определяется сроками осуществления проекта, размером инвестиций, наличием альтернативных проектов и другими факторами.
Прежде всего, чтобы не возникало неоднозначных оценок при проведении анализа эффективности проектов возможно применение следующих критериев:
– достижение всеми регионами-участниками положительного результата, привязанного к уровню развития региона;
– использование единых показателей эффективности;
– соответствие трансграничного проекта стратегии социально-экономического развития региона;
– соответствие сметной стоимости трансграничного проекта минимальной стоимости регионального проекта;
– соответствие трансграничных проектов критериям финансовой и бюджетной эффективности регионального проекта.
При проведении анализа эффективности трансграничных проектов возможно получение не точных результатов, что может привести к отказу инвесторов осуществлять финансирование. Так же в получении наиболее важной информации заинтересованы и региональные власти, поскольку проекты позволяют наиболее эффективно распределять имеющиеся в наличии ограниченные ресурсы. Поэтому для устранения неточностей при проведении анализа необходимо применение методик, учитывающих страновую специфику каждого региона.
Для получения всестороннего анализа необходимо создание общего положения об оценке трансграничных проектов, которое будет включать в себя понятийный аппарат, принципы оценки эффективности проекта, методы оценки эффективности и определения существенных элементов эффективности, критерии обоснования необходимости проекта, принципы оценки эффективности.
В качестве принципов оценки эффективности трансграничных проектов возможно применить следующие:
– системность,
– комплексность,
– учет ограниченности ресурсов,
– согласованность интересов,
– целевой характер расчетов,
– учет степени структурированности,
– управляемость, измеримость,
– полнота информации, взаимосвязь параметров.
Таким образом, необходимо отметить, что при проведении анализа эффективности трансграничных проектов должны применяться только те методы оценки, которые были согласованы со всеми участниками проекта и отвечают необходимым требованиям, учитывают страновую и региональную специфику. Применение же положения об оценке трансграничных проектов позволит проводить системный и комплексный анализ проектов, выявлять недостатки, предоставлять инвесторам полноценную характеристику угроз и преимуществ на основе экономических расчетов.
Трансграничное сотрудничество позволяет эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы для его социально-экономического развития и совместного решения социально значимых проблем. Реализация трансграничных проектов позволяет привлекать инвесторов готовых финансировать социальные проекты в непроизводственной сфере и обеспечивать тем самым развитие науки и технологии.

1Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 г. URL:http://www.euro/npa_pro.html (Дата обращения: 25.03.2014)
2Булгакова Л. Н. Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов // Региональная экономика. 2012. № 2.

3Самошков А.К. Методы совершенствования методики оценки региональной эффективности капиталообразующих инвестиционных проектов // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 2.

Комментариев нет:

Отправить комментарий