понедельник, 7 апреля 2014 г.

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ОСМЫСЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рубец С.Г., ст. преподаватель кафедры мелиоративных и строительных машин Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, Республика Беларусь
Кулько Е.И., ст. преподаватель кафедры педагогики, психологии и социологии Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, Республика Беларусь

В современном информационном обществе отмечается тенденция к постоянному увеличению объема информации и высшая школа не может дать молодому специалисту универсального набора знаний, которые останутся с ним на всю жизнь. Поликультурность и изменчивость современного мира ставит новые задачи перед высшей школой.

Подготовка нового поколения к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях предполагает активизацию ее личностного и профессионального самоопределения, что определяет развитие профессионального сознания. Профессиональное сознание можно представить, как информационно-синергетическую систему, обеспечивающую получение, хранение, преобразование, и передачу профессиональной информации, позволяющую самостоятельно контролировать и регулировать профессиональное поведение в соответствии с поставленной целью. Важнейшими составляющими профессионального сознания специ­алиста выступают его функциональная подготовка и личностные зна­ния. Первый уровень знания специалиста определяет его готовность к выполнению тех или иных профессиональных ролей в соответствующих социальных институтах и организациях, например, в сфере экономики в рамках производ­ственных предприятий той или иной отрасли хозяйства; второй – его духовно-нравственный облик, творческие и другие субъективные воз­можности. Между этими двумя основными уровнями профессиональ­ной компетенции специалиста в настоящее время существует весьма значительный разрыв, определяющий снижение качества профессио­нального образования. То есть, в силу самой специфики организации суще­ствующей системы общего и профессионального образования между объективными профессиональными знаниями специалиста и его про­фессиональным сознанием, имеющим ту или иную ценностно-норма­тивную основу, существует явное противоречие. Специалист в силу обретения своей профессиональной компетенции имеет тенденцию к превращению в органическую часть той или иной технической, эконо­мической или иной системы, теряя при этом свою самостоятельность. Обретаемые им профессиональ­ные знания, умения и навыки в большей мере обеспечивают лишь его способность к поведению, определяемому его про­фессиональной ролью и социальным статусом. Профессиональное сознание такого специалиста ориентировано лишь на стандартную и строго нормируемую тех­нологическую деятельность, деятельность в рамках того или иного идеального типа, культурного образца.
Воспитание и обучение в общеобразовательной и высшей школе является лишь разновидностью целенаправленного воздействия на учащихся извне с целью достижения заранее планируемого сугубо прагматического результата, к которому относится и профессиональ­ная компетентность специалиста. Профессиональное образование, начиная со времен индустриализации страны, выполняет лишь инст­рументальную функцию, никак не связанную с проблемами духовно-нравственного и творческого развития личности будущего специали­ста. В этих условиях возникает проблема поиска новых методологи­ческих подходов к осмыслению процесса профессионального образо­вания. В современной науке идёт становление синергетического под­хода к осмыслению процессов развития природы, общества и личнос­ти. Синергетический подход является наиболее продуктивным в реше­нии сложных психологических проблем человеческой жизни в совре­менном динамичном мире. Обращение к концептуальным идеям синергетики даёт возмож­ность по-новому посмотреть и на проблему профессионального ста­новления молодёжи.
Профессиональное становление личности длительный и сложный процесс. Его можно представить, как систему, в основе действия кото­рой лежат следующие важнейшие принципы и характеристики:
– это открытая система – процесс профессионального становления происходит под влиянием разнообразных факторов: экономических, социальных, правовых. Существует целая система обес­печения профессионального образования молодёжи.
– это динамическая система, содержание которой не ос­таётся постоянным, а зависит от уровня развития личности как субъекта труда: оптант, адепт, адапгант, интернал, мастер, авторитет1.
– это функционально-активная система, способная к пе­реключениям между разнообразными типами поведения при измене­нии внешних условий. Задача педагога в современных изменяющихся условиях перевести эти потенциальные характеристики в актуальное состояние.
– это вероятностная система. Построенный проект его индивидуального жизненного пути является только моделью, которая содержит более или менее реальные варианты, один из которых может быть реализован. С точки зрения синергетики, к сложноорганизованным системам относится и че­ловеческая личность, которой свойственно постоянно изменять как внешние условия своего существования, так и внутренние основы по­ведения.
– это ориентирующаяся система, поскольку в ней веро­ятностный характер развития сочетается с определяющим фак­тором: сознательным отбором информации, её сопоставлением с собственной информационной программой. А это и есть ориента­ция. Система как бы "сама себя выбирает" в качестве своего буду­щею существования. Человек становится тем, кем он может и дол­жен стать.
– это целенаправленная в будущее система. И такая её направленность влияет на современное состояние системы и делает будущее все более структурированным.
Таким образом, синергизм – это новое видение процесса педаго­гического сопровождения будущего профессионала, которое вклю­чает сотрудничество, содействие. Синергетика ориентирует нас не только на изучение когерентных (синергетических) процессов само­организации, но на практику и идею сотрудничества, совместного, сознательного действия педагога и студента в поисках оптимальной траектории жизненного профессионального самоопределения. Вне­шняя неупорядоченность и хаотичность синергетического процесса профессионального становления внутренне закономерна и систем­на. Поэтому планирование и управление процессом профессиональ­ного становления и развития – это не инженерная задача, а эволюци­онная возможность в педагогической поддержке будущего специа­листа. Ф.Малик и Г.Пробст в статье "Эволюционный менеджмент" призывают управленцев быть не командирами и исполнителями, а катализаторами и культиваторами в развивающемся контексте2.
Таким образом, в процессе формирования профессионального сознания специалиста ключевым моментом мотивационной сферы для высоких уровней профессионализма целесообразно считать ду­ховное наполнение профессии, выражающееся в увлеченности смыс­лом, направленностью профессии на благо других людей, стремле­нием проникнуть в современные гуманистические ориентации, же­ланием оставаться в профессии и вписать её в контекст обществен­ного и государственного развития.
Молодые люди, получившие об­разование, начинающие самостоятельную профессиональную дея­тельность и выступающие абсолютно полноправными и ответствен­ными субъектами общественных отношений, должны достаточно чёт­ко представлять своё место и роль в жизни общества, чувствовать и видеть себя важной неотъемлемой частью собственного государства. Таким образом, профессионал – это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, стимулирующий в обществе интерес к результа­там своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе, а значит и стимулирующий обществен­ное развитие.
1 Дронь М.И. Информационная культура личности как условие ее развития и эффективной профессиональной деятельности // Современные подходы к организации воспитательной работы. Мн., 2004. – С.127-133.

2 Selforganisation and Management of Soriak System II Sprikger Seeries in Synergetices. Vol. 26. Berlin, 1984.

Комментариев нет:

Отправить комментарий