СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
К ОСМЫСЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К ОСМЫСЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рубец С.Г.,
ст. преподаватель кафедры
мелиоративных и строительных машин
Белорусской государственной
сельскохозяйственной академии, Республика
Беларусь
Кулько Е.И.,
ст. преподаватель кафедры педагогики,
психологии и социологии Белорусской
государственной сельскохозяйственной
академии, Республика Беларусь
В
современном информационном обществе
отмечается тенденция к постоянному
увеличению объема информации и высшая
школа не может дать молодому специалисту
универсального набора знаний, которые
останутся с ним на всю жизнь. Поликультурность
и изменчивость современного мира ставит
новые задачи перед высшей школой.
Подготовка
нового поколения к жизни в изменяющихся
социально-экономических условиях
предполагает активизацию ее личностного
и профессионального самоопределения,
что определяет развитие профессионального
сознания. Профессиональное сознание
можно представить, как
информационно-синергетическую систему,
обеспечивающую получение, хранение,
преобразование, и передачу профессиональной
информации, позволяющую самостоятельно
контролировать и регулировать
профессиональное поведение в соответствии
с поставленной целью. Важнейшими
составляющими профессионального
сознания специалиста выступают его
функциональная подготовка и личностные
знания. Первый уровень знания
специалиста определяет его готовность
к выполнению тех или иных профессиональных
ролей в соответствующих социальных
институтах и организациях, например, в
сфере экономики в рамках производственных
предприятий той или иной отрасли
хозяйства; второй – его духовно-нравственный
облик, творческие и другие субъективные
возможности. Между этими двумя
основными уровнями профессиональной
компетенции специалиста в настоящее
время существует весьма значительный
разрыв, определяющий снижение качества
профессионального образования. То
есть, в силу самой специфики организации
существующей системы общего и
профессионального образования между
объективными профессиональными знаниями
специалиста и его профессиональным
сознанием, имеющим ту или иную
ценностно-нормативную основу,
существует явное противоречие. Специалист
в силу обретения своей профессиональной
компетенции имеет тенденцию к превращению
в органическую часть той или иной
технической, экономической или иной
системы, теряя при этом свою
самостоятельность. Обретаемые им
профессиональные знания, умения и
навыки в большей мере обеспечивают лишь
его способность к поведению, определяемому
его профессиональной ролью и социальным
статусом. Профессиональное сознание
такого специалиста ориентировано лишь
на стандартную и строго нормируемую
технологическую деятельность,
деятельность в рамках того или иного
идеального типа, культурного образца.
Воспитание
и обучение в общеобразовательной и
высшей школе является лишь разновидностью
целенаправленного воздействия на
учащихся извне с целью достижения
заранее планируемого сугубо прагматического
результата, к которому относится и
профессиональная компетентность
специалиста. Профессиональное образование,
начиная со времен индустриализации
страны, выполняет лишь инструментальную
функцию, никак не связанную с проблемами
духовно-нравственного и творческого
развития личности будущего специалиста.
В этих условиях возникает проблема
поиска новых методологических
подходов к осмыслению процесса
профессионального образования. В
современной науке идёт становление
синергетического подхода к осмыслению
процессов развития природы, общества
и личности. Синергетический подход
является наиболее продуктивным в
решении сложных психологических
проблем человеческой жизни в современном
динамичном мире. Обращение к концептуальным
идеям синергетики даёт возможность
по-новому посмотреть и на проблему
профессионального становления
молодёжи.
Профессиональное становление личности
длительный и сложный процесс. Его можно
представить, как систему, в основе
действия которой лежат следующие
важнейшие принципы и характеристики:
– это открытая система – процесс
профессионального становления происходит
под влиянием разнообразных факторов:
экономических, социальных, правовых.
Существует целая система обеспечения
профессионального образования молодёжи.
– это динамическая система, содержание
которой не остаётся постоянным, а
зависит от уровня развития личности
как субъекта труда: оптант, адепт,
адапгант, интернал, мастер, авторитет1.
– это функционально-активная система,
способная к переключениям между
разнообразными типами поведения при
изменении внешних условий. Задача
педагога в современных изменяющихся
условиях перевести эти потенциальные
характеристики в актуальное состояние.
– это вероятностная система. Построенный
проект его индивидуального жизненного
пути является только моделью, которая
содержит более или менее реальные
варианты, один из которых может быть
реализован. С точки зрения синергетики,
к сложноорганизованным системам
относится и человеческая личность,
которой свойственно постоянно изменять
как внешние условия своего существования,
так и внутренние основы поведения.
– это ориентирующаяся система, поскольку
в ней вероятностный характер развития
сочетается с определяющим фактором:
сознательным отбором информации, её
сопоставлением с собственной информационной
программой. А это и есть ориентация.
Система как бы "сама себя выбирает"
в качестве своего будущею существования.
Человек становится тем, кем он может и
должен стать.
– это целенаправленная в будущее
система. И такая её направленность
влияет на современное состояние системы
и делает будущее все более структурированным.
Таким образом, синергизм – это новое
видение процесса педагогического
сопровождения будущего профессионала,
которое включает сотрудничество,
содействие. Синергетика ориентирует
нас не только на изучение когерентных
(синергетических) процессов самоорганизации,
но на практику и идею сотрудничества,
совместного, сознательного действия
педагога и студента в поисках оптимальной
траектории жизненного профессионального
самоопределения. Внешняя неупорядоченность
и хаотичность синергетического процесса
профессионального становления внутренне
закономерна и системна. Поэтому
планирование и управление процессом
профессионального становления и
развития – это не инженерная задача, а
эволюционная возможность в
педагогической поддержке будущего
специалиста. Ф.Малик и Г.Пробст в
статье "Эволюционный менеджмент"
призывают управленцев быть не командирами
и исполнителями, а катализаторами и
культиваторами в развивающемся
контексте2.
Таким образом, в процессе формирования
профессионального сознания специалиста
ключевым моментом мотивационной сферы
для высоких уровней профессионализма
целесообразно считать духовное
наполнение профессии, выражающееся в
увлеченности смыслом, направленностью
профессии на благо других людей,
стремлением проникнуть в современные
гуманистические ориентации, желанием
оставаться в профессии и вписать её в
контекст общественного и государственного
развития.
Молодые люди, получившие образование,
начинающие самостоятельную профессиональную
деятельность и выступающие абсолютно
полноправными и ответственными
субъектами общественных отношений,
должны достаточно чётко представлять
своё место и роль в жизни общества,
чувствовать и видеть себя важной
неотъемлемой частью собственного
государства. Таким образом, профессионал
– это специалист, овладевший высокими
уровнями профессиональной деятельности,
сознательно изменяющий себя в ходе
осуществления труда, вносящий свой
индивидуальный творческий вклад в
профессию, стимулирующий в обществе
интерес к результатам своей
профессиональной деятельности и
повышающий престиж своей профессии в
обществе, а значит и стимулирующий
общественное развитие.
1
Дронь М.И. Информационная культура
личности как условие ее развития и
эффективной профессиональной деятельности
// Современные подходы к организации
воспитательной работы. Мн.,
2004. – С.127-133.
2
Selforganisation and Management of Soriak System II Sprikger Seeries
in Synergetices. Vol. 26. Berlin,
1984.
Комментариев нет:
Отправить комментарий