понедельник, 7 апреля 2014 г.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Васильева В.С., студентка Института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Уже не первое десятилетие мы можем наблюдать устойчивый рост научного интереса к проблематике государственных границ и приграничных районов. Это обусловлено глобализацией экономики, развитием регионального сотрудничества, кардинальными изменениями на политической карте мира, тенденциями к углублению демократии в общественном развитии. Мировая геополитическая и геоэкономическая архитектура, сложившаяся после 90-х гг. дает достаточно четкие рекомендации по направлению ведения региональной и внешней политики России. Распад СССР, отделение значительных территорий с присущим каждой из них комплексом потенциалов резко изменили положение регионов, в частности регионов, которые оказались приграничными. В связи с этим межрегиональное и приграничное сотрудничество стало одним из важнейших направлений взаимодействия на постсоветском пространстве. Приграничное сотрудничество играет весьма значительную роль в структуре современных международных связей регионов, поскольку именно на границе непосредственно концентрируются многие жизненно важные проблемы государств, включая социальные внешнеполитические, экономические, экологические и др.

Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами1.
Приграничное сотрудничество дает возможность решать отдельные вопросы межгосударственных отношений, в том числе такие, по которым затруднительно или пока невозможно принимать решение на более высоком уровне, укреплять исторически сложившиеся связи.
Региональное сотрудничество можно рассматривать и как действенный механизм участия России в процессах общеевропейской интеграции и создания единого европейского пространства2.
В.А. Сапрыка в своих трудах выделяет то, что использование социальных технологий для развития приграничных регионов, позволит региональным и местным администрациям осознать, что граница может быть не только барьером, но и источником инвестиций и экономической привлекательности, сотрудничеством в сфере социальной политики, управления окружающей средой и т.д.3
Приграничное сотрудничество дает возможность использовать традиции и наработанные с советских времен кооперационные связи предприятий между регионами. Однако, не стоит ограничивать приграничное сотрудничество только реинтеграцией, необходимо широкое использование и новых управленческих технологий, а также европейского опыта для эффективной реализации проектов и программ межрегионального и приграничного сотрудничества.
Итак, для более полного и четкого понимания роли и значимости приграничного сотрудничества следует выделить основные преимущества, которые оно дает:
  1. сотрудничество приграничных территорий способно устранять диспропорции социально-экономического развития граничащих регионов и одновременно с этим снижать риски, связанные с социальной напряженностью в экономически неблагоприятных регионах, особенно обладающих неким сепаратистским потенциалом;
  2. трансграничное сотрудничество позволяет создать условия для более рационального и эффективного территориального управления, использования экономического потенциала, эффективного использования природных и трудовых ресурсов, основываясь на преимуществах географического положения, исторической и этнической идентичности;
  3. отдельным значимым достижением способно является совместное курирование вопросов, связанных с решением экологических проблем (в силу географической общности) и проблем разрыва производств на постсоветском пространстве;
  4. при благоприятном развитии межрегиональных интеграционных процессов не исключена возможность снижения дотационности регионов, ослабление зависимости от федеральных органов власти и федерального бюджета за счет развития и использования их собственного потенциала;
  5. развитое приграничное взаимодействие может быть использовано в качестве целенаправленных каналов сотрудничества с целыми странами, а не только с их регионами;
  6. тесные взаимовыгодные связи приграничных регионов могут в определенной мере самортизировать дифференциацию уровней развития регионов как внутри РФ, так и между РФ и соседними государствами. Получается, что развитие приграничных регионов России имеет большое значение не только для повышения эффективности ее участия в мировой экономике, но и для улучшения региональных пропорций экономики, а также способствует развитию мировому сотрудничества в целом.
Таким образом, межрегиональное и приграничное сотрудничество необходимо полно и эффективно реализовывать во многих направлениях, способствуя развитию и укреплению хозяйственных, культурных, гуманитарных и др. связей между пограничными территориями РФ и сопредельных государств.
Межрегиональные связи должны отталкиваться, не только от взаимных внешнеполитических интересов и приоритетов стран, учитывая их суверенность, но и потребности населения, проживающего на приграничных территориях. Опыт долгосрочного международного регионального сотрудничества показывает, что оно является реальным сектором и важной составляющей межгосударственных связей, цементирующим элементом отношений между странами.

1 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р).
2 Демидов А.В. Межрегиональные и приграничные связи во внешней политике России» // Право и безопасность, №4 (29), Декабрь 2008.

3 Сапрыка В.А. Применение социальных технологий для развития еврорегиона «Слобожанщина» в условиях интеграции России и Украины: проблемы и перспективы // Публичное управление: вызовы 20 века. Х., 2013. С. 49-51.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий