ЗНАЧЕНИЕ
ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДЛЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ
И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Васильева
В.С., студентка
Института
управления Белгородского государственного
национального исследовательского
университета, Россия, г. Белгород
Уже
не первое десятилетие мы можем наблюдать
устойчивый рост научного интереса к
проблематике государственных границ
и приграничных районов. Это обусловлено
глобализацией экономики, развитием
регионального сотрудничества,
кардинальными изменениями на политической
карте мира, тенденциями к углублению
демократии в общественном развитии.
Мировая геополитическая и геоэкономическая
архитектура, сложившаяся после 90-х гг.
дает достаточно четкие рекомендации
по направлению ведения региональной и
внешней политики России. Распад СССР,
отделение значительных территорий с
присущим каждой из них комплексом
потенциалов резко изменили положение
регионов, в частности регионов, которые
оказались приграничными. В связи с этим
межрегиональное и приграничное
сотрудничество стало одним из важнейших
направлений взаимодействия на
постсоветском пространстве. Приграничное
сотрудничество играет весьма значительную
роль в структуре современных международных
связей регионов, поскольку именно на
границе непосредственно концентрируются
многие жизненно важные проблемы
государств, включая социальные
внешнеполитические, экономические,
экологические и др.
Под
приграничным сотрудничеством в Российской
Федерации понимаются согласованные
действия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, направленные
на укрепление взаимодействия Российской
Федерации и сопредельных государств в
решении вопросов устойчивого развития
приграничных территорий Российской
Федерации и сопредельных государств,
повышения благосостояния населения
приграничных территорий Российской
Федерации и сопредельных государств,
укрепления дружбы и добрососедства с
этими государствами1.
Приграничное
сотрудничество дает возможность решать
отдельные вопросы межгосударственных
отношений, в том числе такие, по которым
затруднительно или пока невозможно
принимать решение на более высоком
уровне, укреплять исторически сложившиеся
связи.
Региональное
сотрудничество можно рассматривать и
как действенный механизм участия России
в процессах общеевропейской интеграции
и создания единого европейского
пространства2.
В.А.
Сапрыка в своих трудах выделяет то, что
использование социальных
технологий для развития приграничных
регионов, позволит региональным и
местным администрациям осознать, что
граница может быть не только барьером,
но и источником инвестиций и экономической
привлекательности, сотрудничеством в
сфере социальной политики, управления
окружающей средой и т.д.3
Приграничное
сотрудничество дает возможность
использовать традиции и наработанные
с советских времен кооперационные связи
предприятий между регионами. Однако,
не стоит ограничивать приграничное
сотрудничество только реинтеграцией,
необходимо широкое использование и
новых управленческих технологий, а
также европейского опыта для эффективной
реализации проектов и программ
межрегионального и приграничного
сотрудничества.
Итак, для более полного и четкого
понимания роли и значимости приграничного
сотрудничества следует выделить основные
преимущества, которые оно дает:
- сотрудничество приграничных территорий способно устранять диспропорции социально-экономического развития граничащих регионов и одновременно с этим снижать риски, связанные с социальной напряженностью в экономически неблагоприятных регионах, особенно обладающих неким сепаратистским потенциалом;
- трансграничное сотрудничество позволяет создать условия для более рационального и эффективного территориального управления, использования экономического потенциала, эффективного использования природных и трудовых ресурсов, основываясь на преимуществах географического положения, исторической и этнической идентичности;
- отдельным значимым достижением способно является совместное курирование вопросов, связанных с решением экологических проблем (в силу географической общности) и проблем разрыва производств на постсоветском пространстве;
- при благоприятном развитии межрегиональных интеграционных процессов не исключена возможность снижения дотационности регионов, ослабление зависимости от федеральных органов власти и федерального бюджета за счет развития и использования их собственного потенциала;
- развитое приграничное взаимодействие может быть использовано в качестве целенаправленных каналов сотрудничества с целыми странами, а не только с их регионами;
- тесные взаимовыгодные связи приграничных регионов могут в определенной мере самортизировать дифференциацию уровней развития регионов как внутри РФ, так и между РФ и соседними государствами. Получается, что развитие приграничных регионов России имеет большое значение не только для повышения эффективности ее участия в мировой экономике, но и для улучшения региональных пропорций экономики, а также способствует развитию мировому сотрудничества в целом.
Таким образом,
межрегиональное и приграничное
сотрудничество необходимо полно и
эффективно реализовывать во многих
направлениях, способствуя развитию и
укреплению хозяйственных, культурных,
гуманитарных и др. связей между
пограничными территориями РФ и
сопредельных государств.
Межрегиональные
связи должны отталкиваться, не только
от взаимных внешнеполитических интересов
и приоритетов стран, учитывая их
суверенность, но и потребности населения,
проживающего на приграничных территориях.
Опыт долгосрочного
международного регионального
сотрудничества показывает, что оно
является реальным сектором и важной
составляющей межгосударственных связей,
цементирующим элементом отношений
между странами.
1
Концепция приграничного сотрудничества
в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р).
2
Демидов А.В. Межрегиональные и приграничные
связи во внешней политике России» //
Право и безопасность, №4 (29), Декабрь
2008.
3
Сапрыка В.А. Применение социальных
технологий для развития еврорегиона
«Слобожанщина» в условиях интеграции
России и Украины: проблемы и перспективы
// Публичное управление: вызовы 20 века.
Х., 2013. С. 49-51.
Комментариев нет:
Отправить комментарий