понедельник, 7 апреля 2014 г.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО
ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА

Петимко А.М., канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга
Дидык К.С., Белгородский государственный технологический университет 
им. В.Г. Шухова, Россия, г. Белгород


Кластерный подход к развитию экономики доказал свою эффективность в ряде стран в рамках различных отраслей и видов деятельности. В настоящее время одной из особенностей российской национальной политики в области туризма выступает использование кластерного подхода.
Туристский кластер представляет собой географически сконцентрированную совокупность предприятий туристской индустрии, объектов рекреационного и санаторно-курортного хозяйства, и инфраструктуры, а также связей и отношений между ними, ориентированную на формирование конкурентоспособного туристского продукта.

Туристские кластеры позволяют более полно использовать туристский и социально-экономический потенциал территорий, являясь фактором повышения безопасности и качества обслуживания туристов, источником новых рабочих мест и роста налоговых отчислений. Они способны диверсифицировать развитие региона, оптимизировать туристскую индустрию и инфраструктуру, облегчают доступ и контакты с потребителями туристских услуг. Учитывая, что туристские кластеры в Российской Федерации создаются преимущественно в рамках государственно-частного партнерства, то появляются дополнительные преимущества: региональные органы регулирования туризма получают инструментарий работы с субъектами предпринимательства, появляется возможность целевого управления кластером, создаются предпосылки для повышения эффективности усилий по стимулированию деловой и инвестиционной активности, снижения предпринимательских рисков1.
Однако в современных условиях жесткой конкуренции кластер сам по себе не гарантирует высокой конкурентоспособности.
Под приграничным туристским кластером следует понимать совокупность предприятий туристской индустрии, географически сконцентрированную вблизи государственной границы Российской Федерации при облегченном режиме пропуска через нее, ориентированную на формирование конкурентоспособного межнационального туристского продукта.
В Российской Федерации развитие приграничных туристских кластеров может стать перспективным направлением развития въездного туризма. Следует отметить, что российские инициативы по освоению приграничного туристского пространства запаздывают. Так, приграничные районы Финляндии застроены крупными магазинами, развлекательными комплексами и отелями для привлечения россиян, выезжающих за покупками из Ленинградской области, например. Следует подчеркнуть, что на этих предприятиях работает преимущественно русскоговорящий персонал, выписываются необходимые россиянам документы, подтверждающие покупки. Даже в праздники и выходные приграничные туристские объекты Финляндии работают для обслуживания россиян. Помимо шоппинг-туризма, россияне начали выезжать в Финляндию и с целями рекреации и отдыха.
В Эстонии, согласно статистике, в январе 2013 года отмечено 24 500 прибытий финских и почти 28 000 прибытий российских туристов [8]. Такая пропорция обусловлена маркетингом Эстонии в России, а также увеличением рейсов авиакомпаний в этот период, комфортным железнодорожным сообщением.
Ядром приграничного туристского кластера являются, наряду с туристскими ресурсами, географическая близость, транспортная доступность другой страны и границы, а также упрощенные туристские формальности при пересечении этой границы2.
Поставщиками туристских услуг приграничного туристского кластера выступают гостиницы и иные средства размещения, средства транспорта, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, объекты общественного питания, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Спецификой их деятельности выступает проектирование сервиса таким образом, чтобы создать максимально комфортные условия пребывания для туристов из соседней страны. Поэтому приграничные туристские кластеры имеют ярко выраженную специализацию на обслуживание туристов из приграничной страны.
Аналогичную специализацию вынуждены приобретать и агенты бизнес – среды приграничного туристского кластера. К этой группе относят турагентов и туроператоров, операторов туристских информационных систем, предприятия развлечения, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, объекты медицинского обслуживания, торговли, аптечного и бытовых услуг.
Специфика приграничного туристского кластера влияет и на среду регулирования, в том числе местное самоуправление, регулирование туризма и рекреации субъекта РФ, федеральное регулирование. Ключевым вопросом становятся решения в области функционирования контрольно-пропускных пунктов на государственной границе, а также облегчения туристских формальностей. Безусловно, комплекс туристских ресурсов, которые находятся на территории сопредельного государства, вызывают туристский интерес, но они, как показывает практика, будут востребованы только при наличии упрощенного порядка пересечения границы и комфортной организации пребывания на территории этой страны.
В связи с этим основные атрибуты предоставляемых услуг, их состав, порядок обслуживания, качество и т.д. должны соответствовать культуре и традициям сопредельного государства. Это касается, прежде всего, используемых сырья и материалов, внешнего оформления и пр. Безусловно, важны сопутствующие коммуникации на иностранном языке. Если турист посещает иностранное государства в обычном порядке, то наличие языкового и культурного барьера, преобладание национальных особенностей страны посещения воспринимаются как данность. Однако в случае посещения приграничного региона туристы не стремятся полностью оторваться от национальной культуры и ожидают присутствия знакомых элементов – языка, еды.
Ключевым фактором становится организация информационного сопровождения на языке сопредельного государства, это касается дублирования названий улиц и других географических объектов, меню, прайс-листов, объявлений. Кроме того, сбыт туристских услуг, выбор каналов распространения туристской информации должны соответствовать предпочтениям и традициям туристов из сопредельного государства. Следует подчеркнуть, что в приграничных кластерах более важную роль начинают играть страховые организации. Для хозяйствующих субъектов, особенно являющихся поставщиками туристских и сопутствующих услуг, ключевым фактором успеха выступает изучение и понимание культуры, традиций, кухни, потребительских предпочтений туристов из сопредельного государства; организация платежей, финансовых операций с учетом обращения дебетовых, кредитных карт, валюты, дорожных чеков и иных платежных возможностей. Для турагентов, туроператоров важным фактором становится юридическая поддержка международных соглашений.3. Приграничный туристский кластер испытывает потребность в более значительной государственной поддержке, без которой не может полностью использовать существующий социально-экономический потенциал.


1Коль О.Д. Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе // Проблемы современной экономики. – 2010. – №1 (33).
2 Кривошеева Т.М., Маркова С.А. Вопросы формирования системы туристской аттрактивности / Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Человек в российской повседневности: история и современность». Пенза: МНИЦ, 2011.

3 Швец Ю.Ю. Теоретические аспекты туристического региона: содержание и границы понятия // Экономика и управление. – 2011. – № 2.

Комментариев нет:

Отправить комментарий