ФОРМЫ
ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА
РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА
Пастюк А.В.
студент Института управления
Белгородского государственного
национального исследовательского
университета, Россия, г. Белгород
Происходящие
в современном мире интеграционные
процессы диктуют необходимость доработки
старых и создания новых форм приграничного
сотрудничества, как одного и видов
международных отношений. Социальные и
геоэкономические особенности субъектов
РФ, определяющая роль границ в рамках
их развития и отсутствие нормативной
закрепленности различных аспектов
регулирования приграничной интеграции
и сотрудничества, определяют актуальность
этих исследований в России. Опыт,
накопленный в рамках приграничного
сотрудничества странами ЕС, может быть
с пользой применен в развитии приграничного
сотрудничества Российской Федерации.
Под
приграничным сотрудничеством следует
понимать деятельность органов власти
различных уровней, юридических и
физических лиц, общественных и
неправительственных организаций
приграничных регионов (сопредельных
государств) целью достижения устойчивого
развития приграничных территорий,
повышения благосостояния проживающего
на них населения развития международного
сотрудничества и укрепления добрососедства.
Не
смотря на большое число приграничных
регионов в Российской Федерации формы
приграничного сотрудничества нормативно
не закреплены. Однако, в проекте
Федерального закона «О приграничном
сотрудничестве в Российской Федерации»
отмечены следующие возможные формы:
встреч
органов государственной власти и
местного самоуправления по вопросам
приграничного сотрудничества;
создания
совместных координирующих органов по
вопросам приграничного сотрудничества
и рабочих групп при них,
заключения
соглашений о сотрудничестве Российской
федерации с иностранными государствами,
субъектов РФ с административно-территориальными
образованиями и органами государственной
власти иностранных государств в
установленном порядке соглашений о
приграничном сотрудничестве Российской
Федерации с иностранными государствами,
субъектами Российской Федерации – с
административно – территориальными
образованиями иностранных государств,
либо – с органами государственной
власти иностранных государств;
заключения
органами местного самоуправления,
российскими юридическими лицами с
зарубежными партнерами гражданско-правовых
договоров1.
Кроме
того, в РФ применяется такая форма
приграничной интеграции как еврорегион,
однако говорить о полной успешности ее
реализации пока еще рано2.
Формы
приграничного сотрудничества Евросоюза
классифицируются по нескольким признакам.
Первый из них масштаб:
национальные/региональные
– приграничное сотрудничество
реализуется, прежде всего, за счет
правительства стран участников и через
создание региональных комиссий (в
большинстве своем сотрудничество этого
уровня носит рекомендательных характер,
без каких-либо обязывающих решений);
региональный/местный
уровень – приграничное сотрудничество
реализуется через еврорегионы и
аналогичные структуры, деятельность
которых осуществляется исходя из
нормативно закрепленных механизмов,
соблюдение которых является обязательным
для стран участников.
В
некоторых случаях региональное/местное
сотрудничество реализуется в рамках
международного права, но в основном оно
использует нормы не международного, а
частного права (private law).
Следует
отметить, что приграничные регионы
должны действовать последовательно и
с упором на долгосрочную перспективу.
Отдельной задачей развития данных
регионов должно является приграничное
сотрудничество, которое обязательно
должно успешно проводиться в регионе.
Деятельность приграничных регионов
должна быть основана на долгосрочных
совместных стратегиях, включающих
анализ их сильных и слабых сторон.
В
зависимости от правовой закрепленности
формы приграничного сотрудничества
делятся следующим образом:
Неформальные
договоренности о приграничном
сотрудничестве – большая часть отношений
трансграничного сотрудничества между
местными сообществами и властями носит
неформальный характер; данная деятельность
не нуждается в точной правовой базе
потому, что эти договоренности не влекут
за собой каких-либо обязательных и
закрепленных решений. Заседания мэров,
старших должностных лиц или профильных
комитетов могут решить много проблем
и улучшить координацию между соседними
муниципалитетами. Это может иметь прямое
влияние на такие важные сферы как,
экономическое развитие, градостроительство
и охрана окружающей среды.
Формально
закрепленные договоры о приграничном
сотрудничестве – неформальное
сотрудничество приграничных регионов
может перерасти в нормативно закрепленные
соглашения о приграничном сотрудничестве.
Они являются простейшей формой
сотрудничества, которые создаются как
по конкретным вопросам, так и в виде
рамочных соглашений, в которых говорится
о готовности сотрудничать с приграничными
коллегами.
Создаваемые
на основе частного права, органы
приграничного сотрудничества – в связи
с недостатком международно-правовой
базы, местные сообщества и власть могут
создавать совместные органы приграничного
сотрудничества опираясь на нормы
внутреннего законодательства. Есть два
основных типа таких структур:
1
Ассоциации (или фонды), которые выступают
в качестве "операторов" или
"менеджеров проектов" от имени местной
власти.
2
Органы создаваемые по вопросам
сотрудничества ля политических
консультаций состоит из местных сообществ
и властей , или других местных или
региональных партнеров.
Создаваемые
на основе международного права, органы
приграничного сотрудничества – местные
сообщества и власть могут создавать
органы приграничного сотрудничества,
опираясь на нормы международного права,
когда двух и многосторонние соглашения
между государствами позволяют это.
Исходя из своих уставов, такие органы
могут осуществлять следующие функции:
трансграничное управление, оказание
приграничных государственных услуг,
трансграничное управления государственными
средствами, и т.д3.
Таким
образом, формы приграничного сотрудничества
Евросоюза являются строго классифицированными
и упорядоченными согласно целям и
задачам их применения. Полная и доступная
информация методологии приграничного
сотрудничества, его формах и видах
публикуется в различных аналитических
материалах (например, Cross-board
co-operation
toolkit). В то же время в
Российской Федерации, отсутствует как
единое понимание приграничного
сотрудничества, так и четкий и закрепленный
спектр форм его применения. В данном
контексте, видится целесообразным
дальнейший анализ приграничного
сотрудничества РФ, перспектив его
дальнейшего развития, классификации и
нормативного закрепления его форм.
1
Межрегиональное и приграничное
сотрудничество Российской Федерации
и Украины.
URL:http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_ru_trade/ua_ru_trade_subjects/
(дата обращения: 25.03.14)
2
Леонтьева А.Н., Сапрыка В.А. Имитационные
и конструктивные проекты в приграничном
сотрудничестве постсоветских государств
// Современные проблемы науки и
образования. 2012. № 6.
3
Cross-board co-operation toolkit. URL:
http://www.slg-coe.org.ua/wp-content/uploads/2012/10/Toolkit_Cross-border-co-operation.pdf
(дата обращения:
25.03.14)
Комментариев нет:
Отправить комментарий