понедельник, 7 апреля 2014 г.

ФОРМЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА

Пастюк А.В. студент Института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Происходящие в современном мире интеграционные процессы диктуют необходимость доработки старых и создания новых форм приграничного сотрудничества, как одного и видов международных отношений. Социальные и геоэкономические особенности субъектов РФ, определяющая роль границ в рамках их развития и отсутствие нормативной закрепленности различных аспектов регулирования приграничной интеграции и сотрудничества, определяют актуальность этих исследований в России. Опыт, накопленный в рамках приграничного сотрудничества странами ЕС, может быть с пользой применен в развитии приграничного сотрудничества Российской Федерации.

Под приграничным сотрудничеством следует понимать деятельность органов власти различных уровней, юридических и физических лиц, общественных и неправительственных организаций приграничных регионов (сопредельных государств) целью достижения устойчивого развития приграничных территорий, повышения благосостояния проживающего на них населения развития международного сотрудничества и укрепления добрососедства.
Не смотря на большое число приграничных регионов в Российской Федерации формы приграничного сотрудничества нормативно не закреплены. Однако, в проекте Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» отмечены следующие возможные формы:
встреч органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам приграничного сотрудничества;
создания совместных координирующих органов по вопросам приграничного сотрудничества и рабочих групп при них,
заключения соглашений о сотрудничестве Российской федерации с иностранными государствами, субъектов РФ с административно-территориальными образованиями и органами государственной власти иностранных государств в установленном порядке соглашений о приграничном сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами, субъектами Российской Федерации – с административно – территориальными образованиями иностранных государств, либо – с органами государственной власти иностранных государств;
заключения органами местного самоуправления, российскими юридическими лицами с зарубежными партнерами гражданско-правовых договоров1.
Кроме того, в РФ применяется такая форма приграничной интеграции как еврорегион, однако говорить о полной успешности ее реализации пока еще рано2.
Формы приграничного сотрудничества Евросоюза классифицируются по нескольким признакам. Первый из них масштаб:
национальные/региональные – приграничное сотрудничество реализуется, прежде всего, за счет правительства стран участников и через создание региональных комиссий (в большинстве своем сотрудничество этого уровня носит рекомендательных характер, без каких-либо обязывающих решений);
региональный/местный уровень – приграничное сотрудничество реализуется через еврорегионы и аналогичные структуры, деятельность которых осуществляется исходя из нормативно закрепленных механизмов, соблюдение которых является обязательным для стран участников.
В некоторых случаях региональное/местное сотрудничество реализуется в рамках международного права, но в основном оно использует нормы не международного, а частного права (private law).
Следует отметить, что приграничные регионы должны действовать последовательно и с упором на долгосрочную перспективу. Отдельной задачей развития данных регионов должно является приграничное сотрудничество, которое обязательно должно успешно проводиться в регионе. Деятельность приграничных регионов должна быть основана на долгосрочных совместных стратегиях, включающих анализ их сильных и слабых сторон.
В зависимости от правовой закрепленности формы приграничного сотрудничества делятся следующим образом:
Неформальные договоренности о приграничном сотрудничестве – большая часть отношений трансграничного сотрудничества между местными сообществами и властями носит неформальный характер; данная деятельность не нуждается в точной правовой базе потому, что эти договоренности не влекут за собой каких-либо обязательных и закрепленных решений. Заседания мэров, старших должностных лиц или профильных комитетов могут решить много проблем и улучшить координацию между соседними муниципалитетами. Это может иметь прямое влияние на такие важные сферы как, экономическое развитие, градостроительство и охрана окружающей среды.
Формально закрепленные договоры о приграничном сотрудничестве – неформальное сотрудничество приграничных регионов может перерасти в нормативно закрепленные соглашения о приграничном сотрудничестве. Они являются простейшей формой сотрудничества, которые создаются как по конкретным вопросам, так и в виде рамочных соглашений, в которых говорится о готовности сотрудничать с приграничными коллегами.
Создаваемые на основе частного права, органы приграничного сотрудничества – в связи с недостатком международно-правовой базы, местные сообщества и власть могут создавать совместные органы приграничного сотрудничества опираясь на нормы внутреннего законодательства. Есть два основных типа таких структур:
1 Ассоциации (или фонды), которые выступают в качестве "операторов" или "менеджеров проектов" от имени местной власти.
2 Органы создаваемые по вопросам сотрудничества ля политических консультаций состоит из местных сообществ и властей , или других местных или региональных партнеров.
Создаваемые на основе международного права, органы приграничного сотрудничества – местные сообщества и власть могут создавать органы приграничного сотрудничества, опираясь на нормы международного права, когда двух и многосторонние соглашения между государствами позволяют это. Исходя из своих уставов, такие органы могут осуществлять следующие функции: трансграничное управление, оказание приграничных государственных услуг, трансграничное управления государственными средствами, и т.д3.
Таким образом, формы приграничного сотрудничества Евросоюза являются строго классифицированными и упорядоченными согласно целям и задачам их применения. Полная и доступная информация методологии приграничного сотрудничества, его формах и видах публикуется в различных аналитических материалах (например, Cross-board co-operation toolkit). В то же время в Российской Федерации, отсутствует как единое понимание приграничного сотрудничества, так и четкий и закрепленный спектр форм его применения. В данном контексте, видится целесообразным дальнейший анализ приграничного сотрудничества РФ, перспектив его дальнейшего развития, классификации и нормативного закрепления его форм.

1 Межрегиональное и приграничное сотрудничество Российской Федерации и Украины. URL:http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_ru_trade/ua_ru_trade_subjects/ (дата обращения: 25.03.14)
2 Леонтьева А.Н., Сапрыка В.А. Имитационные и конструктивные проекты в приграничном сотрудничестве постсоветских государств // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.

3 Cross-board co-operation toolkit. URL: http://www.slg-coe.org.ua/wp-content/uploads/2012/10/Toolkit_Cross-border-co-operation.pdf (дата обращения: 25.03.14)

Комментариев нет:

Отправить комментарий