понедельник, 7 апреля 2014 г.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Столярова В.А., канд. экон. наук, профессор кафедры менеджмента 
и внешнеэкономической деятельности Белгородского государственного 
технологического университета им. В.Г. Шухова, Россия, г. Белгород

Маматова В.В., соискатель

В настоящее время приграничное сотрудничество представляет собой важный элемент развития международных экономических отношений. Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества в значительной мере зависят от политических аспектов отношений государств, их способности обеспечить создание благоприятных условий и ликвидировать искусственные препятствия, сдерживающие развитие внешнеэкономических связей.

Европейский Парламент рассматривает приграничное сотрудничество в качестве важнейшего объекта европейской интеграции и призывает страны-члены ЕС и Европейскую Комиссию поддерживать и использовать Еврорегионы для ус­тойчивого социально-экономического развития территорий по обе стороны госу­дарственных границ.
В современных условиях является особенно актуальным создание таких трансграничных территориальных образований как Еврорегионы, потому что это позволяет оперативно решать приграничные проблемы на местном уровне, создавать гибкие хозяйственные структуры с привлечением внешних инвестиций для строительства и расширения инфраструктуры, налаживать приграничную торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной, природоохранной и других областях. В первоначальном значении термин «Еврорегион» применялся к договоренностям о сотрудничестве местных властей смежных территорий, принадлежащих к различным государствам и расположенным вблизи государственной границы. Однако, сегодня Еврорегионы выделяются не только по функциональному (совокупность организационных структур), но и по территориальному (территориальная единица, сформированная из нескольких территорий, подведомственных органам власти разных стран) признакам. В них участвуют как местные, так и региональные власти. В некоторых случаях официальными членами Еврорегионов становятся агентства регионального развития, торгово-промышленные палаты, различные группы и ассоциации.
Существующие сейчас Еврорегионы объединены в Ассоциацию европейских приграничных регионов (Association of European Border Regions, AEBR), созданную в 1971. Членами AEBR в настоящее время являются 90 из 115 реально действующих Еврорегионов. С 1985 действует Ассамблея европейских регионов (Assembly of European Regions, AER), также принимающая участие в координации деятельности еврорегиональных образований.1 Организационное содержание современных Еврорегионов также отличаются от первоначальной модели их функционирования. Термин «Еврорегион» не является официальным, он не употребляется ни в национальном законодательстве государств, ни в документах о приграничном обмене между ними, ни в документах ЕС, где официально используются термины «трансграничные регионы» и «трансграничное сотрудничество», он используется для обозначения форм кооперации на субнациональном уровне между властями государственной границы.
Создание Еврорегиона позволяет его участникам создавать совместные экономические структуры, развивать приграничную торговлю, реализовывать различные проекты в области туризма, экологии, спорта и культуры. В пределах Еврорегиона практически устраняются таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы.
Концепция Еврорегионов является следствием политики Европейского союза, направленной на децентрализацию политической и экономической власти, создание своеобразных экстерриториальных образований.
В настоящее время в Европе насчитывается около 120 Еврорегионов и подобных им приграничных и трансграничных структур. Больше всего их на территории Германии, граничащей с Нидерландами, Бельгией, Швейцарией, Австрией, Польшей, Чехией, Францией и Данией. Территориальные субъекты регионального, районного и коммунального звена ФРГ участвуют почти в 30 трансграничных объединениях, сеть которых охватывает весь периметр государственной границы страны. Еврорегионы имеются также на бельгийско-голландской, бельгийско-французской, испанско-французской, франко-итальянской, итальянско-австрийской и других западноевропейских границах. С 1990-х годов растет число Еврорегионов и аналогичных им структур в Центральной и Восточной Европе. То есть, фактически, создание Еврорегионов приводит к расширению интеграционной концепции Европейского союза за счёт вовлечения в кооперацию новых территорий. Как видно из названий, Еврорегионы часто объединяют территории, связанные географически (например, регион «Баварский лес – Богемский лес – Шумава» расположен в едином лесном массиве; «Татры» – в единой горной системе) или исторически («Силезия» – на территории средневекового независимого государства1.
Структуры, похожие на Еврорегионы, есть и в Скандинавии – их
насчитывается восемь (в основном это ассоциации местных органов власти, созданные в рамках Северного соглашения). Они отличаются от Еврорегионов значительно большими размерами существующими, к примеру, на немецко-голландской границе.
Концепция образования Еврорегиона изначально предполагала придание «прозрачности» внутренним границам ЕС за счет совместного решения приграничными территориями общих или близких проблем местного или регионального характера (транспортного сообщение, приграничное хозяйство, охрана окружающей среды, ликвидация последствий стихийных бедствий), отправной точкой такого сотрудничества чаще всего служили частные инициативы по реализации небольших приграничных проектов. Впоследствии они получали поддержку местных администраций, которые брали на себя их дальнейшее продвижение и реализацию. Затем приграничное сотрудничество приобретало более четкую организационную структуру, формировались совместные органы.
Членами Еврорегионов и подобных им региональных объединений могут быть административные единицы государств-участников (города и коммуны, сельскохозяйственные районы, их объединения и т.п.), учреждения, имеющие статус юридических лиц, другие региональные образования (землячества, общественные центры социально помощи и т.п.). Классическая форма Еврорегиона – так называемая «двойная ассоциация» («twin association»). Первоначально муниципалитеты и округа с каждой стороны границы формируют ассоциацию в той юридической форме, которая разрешена их национальным законодательством. На следующем этапе эти ассоциации объединяются на основе трансграничного соглашения о создании Еврорегиона.
Для образования и успешного функционирования Еврорегиона необходимо наличие общей государственной границы, добровольное стремление сторон к углублению средне– и долгосрочного приграничного сотрудничества путём гармонизации планов социально-экономического развития приграничных территорий, а также наличие согласованного списка готовых к выполнению совместных проектов, реализация которых будет иметь ярко выраженный трансграничный эффект (как дополнительное условие).
Трансграничному сотрудничеству в рамках Еврорегионов в Европе придается большое значение. В основе их функционирования лежат принципы самоуправления, трансграничной кооперации, равных полномочий сторон, соблюдения внутреннего законодательства. В странах ЕС Еврорегионы существуют в условиях отсутствия барьерных функций внутренних границ, поступления значительных средств из бюджетов относительно богатых государств и структурных фондов ЕС.
Российские территории в настоящее время входят в целый ряд еврорегиональных образований. Наиболее активным участником трансграничных союзов является российский эксклав Калининградской области. Одним из примеров межрегионального сотрудничества и развития трансграничных территориальных образований служит Еврорегион "Слобожанщина", созданный 7 ноября 2003 года, как высшая форма приграничного сотрудничества между Харьковской и Белгородской областями Украины и Российской Федерации. Целью развития смежных территорий является: развития экономики, инфраструктуры, социальной поддержки, создания методологической базы для работы.
Трансграничное сотрудничество имеет следующие формы и уровни:
  • непосредственное сотрудничество местных властей;
  • поддержание связей между органами центральной власти;
  • деятельность общественных организаций;
  • сотрудничество в сфере образования, науки и инновационных технологий;
  • экономическое сотрудничество2.
Еврорегионы становятся довольно распространенной формой сотрудничества на восточной границе ЕС, представляя собой основу трансграничного взаимодействия областных и районных властей с неправительственными организациями. Они не имеют административного характера, а их деятельность основывается на координации работы субъектов данного Еврорегиона, которые действуют согласно законодательству данного государства.
Еврорегионы сначала создавались по инициативе центральных административных структур государств. Теперь начинают преобладать общественные инициативы; в этом направлении продвигается реформа функционирования Еврорегионов, и появляются новые Еврорегионы, например «Слобожанщина». Еврорегионы способствуют диалогу культур, их взаимообогащению, сохранению культурного многообразия. В их рамках реализуются программы культурных обменов, проводятся фестивали национальных культур, фольклорные праздники, выставки. Важным элементом сотрудничества становится совместное обоснование и разработка бизнес-планов для получения финансовых средств, необходимых для реализации проектов. Трансграничное сотрудничество служит средством оживления социально-экономических процессов. Еврорегионы выполняют функцию привлечения средств европейских фондов для решения региональных проблем, повышая шансы местных властей в решении различного рода задач. Развитие приграничных территорий необходимо для повышения конкурентоспособности экономики страны на глобальном уровне. Между членами ЕС и соседними государствами есть диспропорции, связанные с административными, правовыми и экономическими отличиями между этими странами. Разница заметна в возможностях сотрудничающих субъектов разных стран. В западных странах приоритетами сотрудничества являются интересы местной общественности, а в странах Восточной Европы трансграничное сотрудничество рассматривается с точки зрения государственных интересов.
Общественные организации западных стран лучше организованы, располагают более значительными средствами и опытом работы, чем их коллеги из стран Восточной Европы. Сложности создают несовершенные правовые нормы. Одна из главных проблем – финансирование. Нехватка средств, проблемы с их получением и эффективным распределением препятствуют развитию деловых и культурных отношений в приграничных районах. Административные единицы стран – членов ЕС располагают бюджетными средствами, которые дают им возможность работать в области развития межрегиональных международных отношений. Их партнеры по другую сторону располагают существенно более ограниченными средствами, и поэтому для них ключевое значение имеет возможность получения средств из европейских фондов.3
В рамках ЕС есть программа, ориентированная на развитие трансграничного сотрудничества (INTERREG). Ее специфика состоит в развитии трансграничных связей, повышении проницаемости пространства по обе стороны границы. Акцент делается на развитие инфраструктуры, улучшение состояния среды, сотрудничество субнациональных органов власти, разработку планов совместного развития и т.п. Программа предусматривает и меры по снижению нематериальных барьеров трансграничного сотрудничества (унификация внешнеторговой документации, ускорение ее обработки и т.д.), а также развитие практической деятельности Еврорегионов. Европейские программы чаще касаются вопросов безопасности границ и реже – развития приграничных регионов3. Ассоциация европейских приграничных регионов (АЕПР) – единственная Европейская организация, которая на протяжении 30 лет представляет интересы приграничных и трансграничных регионов Европы, а также стран, не входящих в ЕС. АЕПР консультирует и оказывает поддержку по общим вопросам трансграничного сотрудничества, развитию объединенных трансграничных программ и проектов, в таких специфических направлениях сотрудничества как устойчивое развитие территорий, региональная политика, экономические программы, транспорт, туризм, наука и инновации, социальные проблемы, медиа, культурные аспекты.
1 Княжинский В.Б., Потапов В.М., Дубинина Н.Ю. Западноевропейская интеграция: проекты и реальность. Международные отношения. М., 2008.
2 Столярова В.А., Попова В.В. Основы формирования и развития приграничных территориальных образований. Харьков, 2010.

3 Бухонова С.М. Организация и планирование инвестиционного рынка региона Химия. СПб., 2008.

Комментариев нет:

Отправить комментарий