ПОЛИТИКО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ РОССИИ И ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ УКРАИНЫ
(ЕВРОРЕГИОН «СЛОБОЖАНЩИНА»)
В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
ОБЛАСТИ РОССИИ И ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ УКРАИНЫ
(ЕВРОРЕГИОН «СЛОБОЖАНЩИНА»)
В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
К.Н. Лобанов,
д-р полит. наук, профессор кафедры
культурологии и политологии,
Белгородского государственного
национального исследовательского
университета, Россия, г. Белгород
Распад
СССР вызвал появление большого числа
новых стран и обширного нового пограничья.
Протяженность новых границ России
составила около 13 тыс км., из которых 12
тыс км. – со странами Содружества
Независимых Государств (СНГ). Новые
российские границы не оформлены в
договорно-правовом отношении (например,
не проведена делимитация и демаркация),
границы также не прикрыты в войсковом
плане. Невозможность полноценного
обустройства границ предполагает
известную «прозрачность» рубежей
России, что делает территорию страны
уязвимой со стороны различного рода
угроз и рисков. Таким образом, необходимость
укрепления экономической и иной
безопасности России требует и укрепления
новых государственных границ. Различные
темпы экономических преобразований,
углубляющиеся различия в правовом
пространстве, очевидно разные
геополитические ориентации объективно
способствуют усилению барьерной функции
российских границ со странами СНГ.
Однако, это лишь одна сторона вопроса.
Другая
часть проблемы заключается в том, что
ни Россия, ни большинство новых государств
на ее рубежах не могут позволить себе
колоссальные затраты, которых требует
обустройство границ. А это означает,
что еще длительное время статус новых
государственных границ России сохранит
свой формальный («прозрачный» или
«полупрозрачный» характер) характер.
Оценка
специфического положения новых российских
границ, вместе с тем, возможна не только
в негативном плане, т. е. с точки зрения
угрозы национальным интересам и
безопасности страны в приграничном
пространстве. В передовых странах
граница для прилегающих к ней районов
– давно уже не источник угроз им самим
и стране в целом, а одна из основ
благосостояния, фактор притяжения
высокодоходных и инновационных сфер
деятельности. Поэтому в нынешних условиях
необходима выработка «позитивного» –
в смысле перспектив и основных направлений
сотрудничества – подхода к приграничному
взаимодействию сопредельных субъектов
России и Украины, общая протяженность
границы между которыми одна из самых
больших в СНГ (2295,04 тыс.
км).
К
такому подходу располагают как минимум
три обстоятельства: во-первых, это общая
направленность общецивилизационного
развития, которая заключается во все
большей регионализации глобализирующегося
мира, во-вторых, это переход России к
новой интеграционной стратегии в рамках
СНГ, а именно – признанию многоуровневости
и многообразия форм интеграции (Союзное
государство с Беларусью, ЕвроАзиатское
экономическое сотрудничество и Таможенный
союз), а также легитимации ее новых
субъектов – регионов, районов,
муниципальных образований, в-третьих,
формирование и необходимость удовлетворения
этими приграничными территориями своих
специфических интересов и потребностей.
Демонстрацией
позитивного опыта приграничного
взаимодействия может служить попытка
формирования региона «Слобожанщина»,
включающего сопредельные Белгородскую
область России и Харьковскую область
Украины. Этот интеграционный конгломерат
мыслился и создавался по модели так
называемых «еврорегионов», представляющих
собой социально-экономические системы
из двух или нескольких территорий
соседних стран, характеризующихся
определенным единством природной
первоосновы или расселения, трудовых
и культурно-бытовых связей населения,
хозяйства, инфраструктуры, нередко
также исторических, этнических и
культурных традиций1.
Как
и в случае с зарубежным опытом, отправной
точкой для начала формирования
приграничного сообщества, стал консенсус
местных политических и экономических
элит и жителей приграничных территорий
относительно тех выгод, которые может
извлечь каждый субъект отношений из
своего нового, приграничного положения2.
В целом же, специфические интересы
населения приграничного региона
«Слобожанщина» можно условно разделить
на экономические и гуманитарные.
Экономические
интересы обуславливают, прежде всего,
установление особого режима для
предприятий, традиционно связанных с
партнерами на приграничной территории
соседней страны. Без создания живой и
самовоспроизводящейся ткани сотрудничества,
т. е. субъектов экономической деятельности
по обе стороны границы, объединенных
общими хозяйственными интересами,
невозможно запустить его экономический
механизм, и любые экономические решения
останутся большей частью благими
пожеланиями. Для оживления предприятий
в приграничной зоне в рамках интеграционного
региона «Слобожанщина» запланировано
введение ряда взаимных преференций:
- введение гибкого режима взимания ввозных и вывозных пошлин, НДС, акцизных и других сборов на обширную номенклатуру товаров и услуг;
- определение перечня продукции, вывоз которой в пределах местных квот возможен без пошлин и на основе местных лицензий;
- облегчение создания совместных предприятий и финансово-промышленных групп;
- упрощение таможенного оформления грузов, переправляемых в соответствии с договорами, заключенными между предприятиями приграничных районов двух стран;
- создание гарантированных условий трансграничных взаиморасчетов и взаимозачетов, отсутствие препятствий для финансовых потоков, путем учреждения специальных совместных банков.
Значительную
помощь в активизации приграничного
экономического сотрудничества призваны
сыграть совместные инвестиционные
проекты, о которых стоит упомянуть
особенно. За последние два-три года
наметилось несколько таких крупных
площадок, где созидание планируется
вести на паритетных началах российской
и украинской стороной. Прежде всего,
речь идет о сооружении на территории
Белгородской области крупного
авиатранзитного терминала, способного
обслуживать международные рейсы, в том
числе и трансконтинентальные. Новый
международный аэропорт мыслится не
только как важный экономический объект,
но и как системообразующий элемент
складывающейся инфраструктуры региона.
Обращает на себя внимание активно
развернувшееся строительство Яковлевского
рудника в Белгородской области. Эти
уникальные копи, где железная руда
добывается открытым способом, а процентное
содержание железа в сырье достигает
максимальных в Европе 70% – разрабатываются
при участии украинской стороны, а часть
продукции идет на покрытие нужд соседней
Харьковской области. Долгосрочным и
весьма продуктивным проектом можно
считать и совместную экологическую
программу по очистке русла реки Северский
Донец на участках сопредельных областей.
С украинской стороны весьма выгодным
было предложение белгородским компаниям
и банкам поучаствовать в модернизации
Шебелинского газоконденсатного
месторождения в Балаклейском районе
Харьковской области. К этому списку
можно также прибавить некоторые
совместные инициативы в сфере дорожного
строительства и обустройства конвертируемых
систем оптоволоконной связи.
Гуманитарные
интересы населения приграничного
региона состоят:
- в облегчении режима пересечения границы для жителей приграничных территорий. В этом направлении уже многое сделано, поскольку такая практика широко распространена во многих странах и регионах. Ближайшей целью здесь объявлено введение совместного пограничного и таможенного контроля;
- для жителей по обе стороны границы немаловажное значение имеет возможность обеспечения равных прав в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. Иными словами, если в больнице российского райцентра, например, нет специализированного кардиологического отделения, то гражданин должен быть уверен, что его примут в таком отделении, расположенном неподалеку в сопредельном украинском городе по другую сторону границы (при наличии соответствующих страховых полисов). Также речь может идти об использовании взаимных гуманитарных ресурсов, например, культурного и образовательного потенциала таких крупных университетских центров как Харьков и Белгород. Для абитуриентской молодежи в вузах двух областных центров могла бы быть размещена первоначально хотя бы небольшая квота на поступление и обучение;
- в освобождении жителей приграничных муниципалитетов от применения к ним норм и квот на перемещение через границу продуктов, произведенных в личных хозяйствах, на провоз личного имущества и нетоварных партий грузов;
- в обеспечении безопасности и правопорядка в приграничной зоне. В условиях проницаемых границ важное место в контактах соседних областей занимает сотрудничество правоохранительных органов. Преступники из сопредельной территории, как известно, не ожидают, пока местные прокуратуры направят в свои столицы запросы на их задержание соответствующими органами полиции/милиции. Поэтому, согласно устоявшейся и легализованной практике правоохранительных органов в европейских странах, у нас также могут проводиться совместные рейды стражей порядка вглубь территории сопредельных стран – до 30 км для преследования и задержания правонарушителей3.
Стоит отметить, что далеко не все из
перечисленных направлений обрели зримые
очертания. Многое еще предстоит воплотить
в реальные действия. Здесь много
объективных трудностей и препятствий.
Так, к сожалению, приграничная политика
на многих направлениях остается
заложницей политики большой. Например,
каково будущее «Слобожанщины» и всей
российско-украинской границы, если
Украина подпишет с Европейским Союзом
Договоры об ассоциации и вступлении в
Зону свободной торговли ЕС? Более того,
по некоторым актуальным вопросам
приграничного взаимодействия возникло
очевидное напряжение после заявления
Президента Украины об «окончательном
решении страны придерживаться европейского
вектора внешнеполитической ориентации»
в августе этого года4.
Есть
сложности и более фундаментального
плана. Например, отсутствие государственной
помощи и специальной федеральной
пограничной политики. Разумеется,
приграничные территории пытаются и
сами решать многие проблемы, но местные
бюджеты на это явно не рассчитаны. В
целом же не вызывает сомнения, что
региональные и центральные власти
должны оказать приграничным территориям
помощь в адаптации к их новому
геополитическому положению. Важно также
определить законодательно глубину
трансграничного пространства. Должен
ли льготный режим распространяться
только на жителей пятикилометровой
пограничной полосы, установленной в
законе об охране государственной
границы? Или же охватывать приграничные
административные районы? Или целиком
субъекты Федерации как в случае с
Белгородской и Харьковской областью?
Совместное решение этих проблем – одна
из основ приграничной политики5.
Вместе
с тем, за приграничными территориями
будущее. По сути, они представляют
«точечные» очаги интенсивного
регионального сотрудничества, своего
рода компактные свободные экономические
зоны и зоны свободной торговли. При
наличии устойчивой политической воли
региональных элит, развитии соответствующего
государственного и местного законодательства
такие фрагменты приграничного
сотрудничества (существует уже несколько
«еврорегионов», например, «Днепр»,
«Припять, «Буг», «Ярославна» и заканчивается
правовое оформление новых – «Донбасс»
и «Азов») могут слиться в единую зону
экономического роста, социально-политической
стабильности, правовой защищенности
всех субъектов деятельности6.
Таким образом, приграничное взаимодействие
и его материальное воплощение –
«еврорегионы» – способны выступить в
роли локомотива, вытягивающего весь
комплекс интеграционных межгосударственных
связей в рамках «большого» евразийского
пространства, и в определенной мере
быть буфером, амортизирующим на местном
уровне последствия нередко жестких и
эмоционально окрашенных решений,
принимаемых центральной властью.
1.
Правовую основу деятельности еврорегиона
составляют следующие нормативные
документы: Договор
о дружбе, сотрудничестве и партнерстве
между Украиной и Российской Федерацией
от 31 мая 1997 года//http:
sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1997
god.htm;
Договор между Украиной и Российской
Федерацией о российско-украинской
государственной границе от 28 января
2004 года
//http:base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=INT;n=17811;reg=doc;
Соглашение между Кабинетом Министров
Украины и Правительством РФ о
межрегиональном и приграничном
сотрудничестве между Украиной и РФ от
27 октября 2010
года//http:Russia.mfa.gov.ua/ru/Ukraine-ru/regions;
Программа межрегионального и приграничного
сотрудничества между Украиной и РФ на
2011-2016 годы//http:
zaki.ru/pagenews.php?id=58279.
2
. См.: Соглашение между Кабинетом
Министров Украины и Правительством
Российской Федерации о порядке
пересечения российско-украинской
границы жителями приграничных регионов
Украины и Российской Федерации//http:
Russia-Ukraine.tk/news/2012-01-24-47.
3
. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика
и политическая география. М., 2005. С. 350.
4
Урядовый кур'ер. – 2013. – 10 серпеня.
5
. Еврорегионы: модель «малой» интеграции.
Материалы «круглого стола»//Современная
Европа. 2006. №2. С. 6-9.
6
. Лобанов К. Н. СНГ: брак после развода?//
Белгородская правда. – 2002. – 11 июня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий