понедельник, 7 апреля 2014 г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОРЕГИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Кузьминова К.И., студентка Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород
Шалыгина Н.П., канд. эконом. наук, доцент кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород.

Научное обоснование процессов связанных с информационно-коммуникативным пространством, которое представляет собой социокультурную реальность, которая разворачивается в историческом времени и включает совокупностью коммуницирующих объектов каждый из которых привязан к географическим координатам и может быть охарактеризован набором универсальных параметров: политических, экономических, этнокультурных, будет способствовать повышению эффективности деятельности институтов с ним связанных1.

Информационно-коммуникативное пространство может быть также определено в качестве части пространства социо-культурного. В этом случае очевидно его включение в социальную реальность и действительность областей, в которых действуют преимущественно информационно-коммуникативные факторы. В самом информационно-коммуникативном пространстве также могут быть выделены подпространства: научно-технической, экономической, политической, управленческой, культурной и других видов социальной информации. Их объединяет единство форм коммуникативной деятельности и ее информациональный характер2. Например, понятие «единое экономическое пространство еврорегиона» обусловлено не только наличием рынка финансов, но и тем фактом, что финансы являются с современной точки зрения информационно-коммуникативными образованиями, знаками некоторых ценностей и потенциями рыночных коммуникаций3.
Немецкий социолог Никлас Луман, отожествлял информационно-коммуникативное пространство с социальными коммуникациями, ведь с помощью процессов коммуникации общество создает окружающую среду – информационно-коммуникативное пространство, устанавливая границу между коммуникациями, с одной стороны, и социумом – с другой4.
Ярким примером функционирования информационно-коммуникативного пространства еврорегиона Слобожанина служит проект информационного портала межрегионального приграничного сотрудничества, содействующего межрегиональной и территориальной интеграции при помощи проектных и информационных технологий.
Информационно-коммуникативное пространство еврорегиона как социальный феномен, играет ключевую роль интегративного инструмента в иззучении конкретных процессов и явлений социальной жизни внутри приграничных областей. Оно аккумулирует новые идеологические тенденции в информационно-коммуникационном пространстве приграничных территорий, взаимовлияние общественных мнений между различными категориями населения, гармонизирует взаимодействие всех акторов коммуникационного процесса5.
Для адекватного функционирования системы отношений на приграничной территории необходима открытая информационно-коммуникативная связь как внутри своей структуры, так и с различными субъектами гражданского общества для эффективной реализации совместных целей, задач и функций. Открытость позволяет ассоциировать социальные потребности граждан для выработки социальных стандартов, обеспечения качественного уровня жизни.
Целью информационно-коммуникативного пространства еврорегиона является формирование эффективной системы публичной коммуникации всех социальных объектов внутри приграничного сотрудничества, а также обеспечение благоприятных условий для установления партнерских, доверительных (комплицитных) отношений, как между социальными институтами, так и включение в эти отношения общественности, т. е. в конечном счете – стабильное существование общества в целом, способность его совершать продуманные действия в условиях трансформации российских, украинских реалий, его динамизма и альтернативности6.
Среда возникновения социальных коммуникаций внутри еврорегиона полисубъектна и неоднозначна. Это может определяется особенностями политического власти, смыслами развития, уровнем индустрии коммуникационных средств и самим информационно-коммуникационным пространством. В условиях рыночных отношений включается: идеологическая, управленческая составляющая, формирование общественного мнения, имиджа и репутации, создание миссии еврорегиона, информирование общественности, целевых групп, взаимодействие со средствами массовой информации. Задачи сводятся к созданию условий для обмена информацией между структурами приграничного сотрудничества, органами региональной власти и местного самоуправления, образовательными учреждениями, населением приграничных территорий и общественными организациями, для разработки и реализации социально-экономических инициатив и программ межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона7.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное можно сделать вывод, что информационно-коммуникативное пространство еврорегиона служит важнейшим инструментом для формирования интеграционных процессов, активизации мобильности и социального партнерства приграничного региона.

1 Кузнецов А. Еврорегионы: полвека малой интеграции // Современность. № 3. 2013.
2 Байков А. Библиография сравнительной интеграции // Международные процессы. №1. 2013.
3 Информационный портал межрегионального приграничного сотрудничества URL:http://www.euroregion.ru (Дата обращения: 25.03.2014)
4 Луман Н. Общество как социальная система. М., 2013.
5 Бирюков С. Германия-Франция: спор о "Европе регионов" // Мировая экономика и международные отношения. № 10. 2013.
6 Кузнецов А. Еврорегионы: полвека малой интеграции // Современность. № 3. 2013.

7 Сапрыка В.А. Вопросы управления в транснациональных образованиях на постсоветском пространстве (еврорегиональный аспект) // Научные ведомости Белгородского Государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. № 3. 2008

Комментариев нет:

Отправить комментарий