ДИНАМИКА
РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО ПРИГРАНИЧНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ВСТРЕЧНЫХ
ИНТЕГРАЦИЙ
Кирюхин А.М.,
к. г.-м. н., руководитель
Украинско-Российского академического
центра Харьковского
национального университета им. В.Н.
Каразина, Украина
Российско-украинское
пограничье после 2010 года представляет
собой арену соперничества двух встречных
интеграций – европейской и евразийской.
Эти континентальные процессы определяют
в среднесрочной перспективе динамику
и направленность сотрудничества на
межрегиональном и локальном уровнях
между Украиной и Россией.
Идеология трансграничной региональной
интеграции на внешних границах Евросоюза
приобретает особую актуальность для
формирования в треугольнике отношений
Россия – Украина – ЕС долгосрочной
согласованной внешней политики на
партнерских, взаимовыгодных основаниях.
Важным инструментом таких действия
является Совет руководителей приграничных
областей Республики Беларусь, Российской
Федерации и Украины, который был создан
во второй половине 1993 г. и оформлен
принятием соглашения и устава в январе
1994 г., первоначально в двухстороннем
формате, как инструмент адаптации к
возникшей барьерности новой
российско-украинской государственной
границы. Можно условно выделить три
этапа в развитии приграничного
сотрудничества в формате Совета.
Первый этап: 1993 – 1997 гг. В это время
Совет проводил интенсивную работу
практически во всех сферах жизнедеятельности
приграничья. Разрыв сложившихся
кооперационных связей и отсутствие
новых механизмов взаимодействия служили
веским основанием для коллегиальных
инициатив губернаторов, которые
фокусировались в совместных обращениях
к правительствам России и Украины.
Однако отсутствие реальных правовых
основ межрегионального сотрудничества
не позволило внедрить в реальную практику
многие из тех интересных предложений1.
Второй этап (2000 – 2004 гг.) характеризуется
возобновлением работы Совета
(19 июля 2000 г. в Ростове-на-Дону после трехлетнего перерыва состоялось очередное собрание Совета) в трехстороннем формате и активизировался его Исполнительный комитет. Им, в частности, был инициирован и постоянно использовался интегрированный подход к формированию консолидированного приграничного пространства. Речь идет о подготовке и реализации на системной основе крупных межрегиональных программ (экологических и образовательных) и создании сплошной сети еврорегионов2 вдоль белорусско-российско-украинской границы. Начало этому процессу было положено заседанием Совета руководителей приграничных областей в Сумах 18 сентября 2002 г. Были созданы еврорегионы «Днепр» (28 апреля 2003), «Слобожанщина» (7 ноября 2003), «Ярославна» (24 апреля 2007) и «Донбасс». Последний из них возник только 29 октября 2010 года в результате подписания устава и соответствующего соглашения между Ростовской и Луганской областями. В течение последующих трех лет «Донбасс» расширился за счет присоединения Донецкой области Украины и Воронежской области России, став по своему потенциалу сопоставим с Карпатским еврорегионом.
(19 июля 2000 г. в Ростове-на-Дону после трехлетнего перерыва состоялось очередное собрание Совета) в трехстороннем формате и активизировался его Исполнительный комитет. Им, в частности, был инициирован и постоянно использовался интегрированный подход к формированию консолидированного приграничного пространства. Речь идет о подготовке и реализации на системной основе крупных межрегиональных программ (экологических и образовательных) и создании сплошной сети еврорегионов2 вдоль белорусско-российско-украинской границы. Начало этому процессу было положено заседанием Совета руководителей приграничных областей в Сумах 18 сентября 2002 г. Были созданы еврорегионы «Днепр» (28 апреля 2003), «Слобожанщина» (7 ноября 2003), «Ярославна» (24 апреля 2007) и «Донбасс». Последний из них возник только 29 октября 2010 года в результате подписания устава и соответствующего соглашения между Ростовской и Луганской областями. В течение последующих трех лет «Донбасс» расширился за счет присоединения Донецкой области Украины и Воронежской области России, став по своему потенциалу сопоставим с Карпатским еврорегионом.
После событий в Киеве в период февраль-март
2014 года основные направления приграничного
сотрудничества свернуты, пограничье
приобрело признаки конфликтности и
высокой барьерности.
Бифуркации в траектории приграничного
сотрудничества наблюдались и в отдельные
предшествующие периоды – в конце 90-х и
в середине 2000-х годов. Однако нынешний
этап российско-украинских отношений
характеризуется максимальной «заморозкой».
Восстановление предыдущих объемов
приграничного сотрудничества можно
прогнозировать не раннее середины 2015
– 2016 годов. Однако на предыдущей базе
сотрудничества быстрая позитивная
динамика такого восстановления невозможна
в силу геополитических причин. Необходимо
разработать новый подход к сотрудничеству
в терминах коэволюции и партнерства
встречных интеграций на период 2014 –
2020 годов.
1
Колосов В. А., Кирюхин А. М. Приграничное
сотрудничество в российско-украинских
отношениях // Полития. №1(19). 2001. С. 141–165.
2
Еврорегион – постоянная структура,
предназначенная осуществлять
трансграничное сотрудничество между
соседствующими местными или региональными
властями, размещающимися вдоль
государственной границы смежных
государств /ECO/179 Euroregions
(own opinion of
the European Economic and Social
Committee). – Brussels,
11 July 2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий