понедельник, 7 апреля 2014 г.

ДИНАМИКА РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ВСТРЕЧНЫХ ИНТЕГРАЦИЙ

Кирюхин А.М., к. г.-м. н., руководитель Украинско-Российского академического центра Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, Украина

Российско-украинское пограничье после 2010 года представляет собой арену соперничества двух встречных интеграций – европейской и евразийской. Эти континентальные процессы определяют в среднесрочной перспективе динамику и направленность сотрудничества на межрегиональном и локальном уровнях между Украиной и Россией.

Идеология трансграничной региональной интеграции на внешних границах Евросоюза приобретает особую актуальность для формирования в треугольнике отношений Россия – Украина – ЕС долгосрочной согласованной внешней политики на партнерских, взаимовыгодных основаниях. Важным инструментом таких действия является Совет руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, который был создан во второй половине 1993 г. и оформлен принятием соглашения и устава в январе 1994 г., первоначально в двухстороннем формате, как инструмент адаптации к возникшей барьерности новой российско-украинской государственной границы. Можно условно выделить три этапа в развитии приграничного сотрудничества в формате Совета.
Первый этап: 1993 – 1997 гг. В это время Совет проводил интенсивную работу практически во всех сферах жизнедеятельности приграничья. Разрыв сложившихся кооперационных связей и отсутствие новых механизмов взаимодействия служили веским основанием для коллегиальных инициатив губернаторов, которые фокусировались в совместных обращениях к правительствам России и Украины. Однако отсутствие реальных правовых основ межрегионального сотрудничества не позволило внедрить в реальную практику многие из тех интересных предложений1.
Второй этап (2000 – 2004 гг.) характеризуется возобновлением работы Совета
(19 июля 2000 г. в Ростове-на-Дону после трехлетнего перерыва состоялось очередное собрание Совета) в трехстороннем формате и активизировался его Исполнительный комитет. Им, в частности, был инициирован и постоянно использовался интегрированный подход к формированию консолидированного приграничного пространства. Речь идет о подготовке и реализации на системной основе крупных межрегиональных программ (экологических и образовательных) и создании сплошной сети еврорегионов2 вдоль белорусско-российско-украинской границы. Начало этому процессу было положено заседанием Совета руководителей приграничных областей в Сумах 18 сентября 2002 г. Были созданы еврорегионы «Днепр» (28 апреля 2003), «Слобожанщина» (7 ноября 2003), «Ярославна» (24 апреля 2007) и «Донбасс». Последний из них возник только 29 октября 2010 года в результате подписания устава и соответствующего соглашения между Ростовской и Луганской областями. В течение последующих трех лет «Донбасс» расширился за счет присоединения Донецкой области Украины и Воронежской области России, став по своему потенциалу сопоставим с Карпатским еврорегионом.
После событий в Киеве в период февраль-март 2014 года основные направления приграничного сотрудничества свернуты, пограничье приобрело признаки конфликтности и высокой барьерности.
Бифуркации в траектории приграничного сотрудничества наблюдались и в отдельные предшествующие периоды – в конце 90-х и в середине 2000-х годов. Однако нынешний этап российско-украинских отношений характеризуется максимальной «заморозкой».
Восстановление предыдущих объемов приграничного сотрудничества можно прогнозировать не раннее середины 2015 – 2016 годов. Однако на предыдущей базе сотрудничества быстрая позитивная динамика такого восстановления невозможна в силу геополитических причин. Необходимо разработать новый подход к сотрудничеству в терминах коэволюции и партнерства встречных интеграций на период 2014 – 2020 годов.

1 Колосов В. А., Кирюхин А. М. Приграничное сотрудничество в российско-украинских отношениях // Полития. №1(19). 2001. С. 141–165.

2 Еврорегион – постоянная структура, предназначенная осуществлять трансграничное сотрудничество между соседствующими местными или региональными властями, размещающимися вдоль государственной границы смежных государств /ECO/179 Euroregions (own opinion of the European Economic and Social Committee). – Brussels, 11 July 2007.

Комментариев нет:

Отправить комментарий