ОТВЕТЫ НА НОВЫЕ ВЫЗОВЫ УКРАИНСКО-РОССИЙСКОМУ
ТРАНСГРАНИЧНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
Черномаз П.А., канд.
геогр. наук, доцент кафедры международных
экономических отношений Харьковского
национального университета им. В.Н.
Каразина,
Украина, г.
Харьков
Начало
2014 года было ознаменовано обострением
украинско-российских отношений в связи
с политическим кризисом в Украине и
возникшем на его фоне «крымским вопросом».
К сожалению, эскалация конфликта и
обоюдная информационная война привели
к тому, что пострадали человеческие
отношения. Приграничные с Россией
территории Украины стали своеобразным
«яблоком раздора».
Изменившиеся
политические и экономические условия
поставили украинско-российское
трансграничное сотрудничество перед
новыми вызовами.
Главный
вызов связан с кризисом человеческих
отношений, негативно повлиявшим на
двустороннее сотрудничество. Как мы
уже подчеркивали, причины кризисного
состояния общества лежат в духовной
сфере, и только духовное возрождение
общества на основе повышения уровня
духовности каждого человека путем
личного совершенствования может стать
основой выхода из социально-экономического
и политического кризиса1.
При этом важно, куда направляет свои
силы и энергию каждый человек – на
созидание или разрушение.
В
этой связи уместно звучат подтверждающие
наше видение ситуации слова из воззвания
к народу Священного Синода Элладской
Православной Церкви от 16 декабря 2010 г.:
«…экономический
кризис, который тяготит и угнетает наше
Отечество – это лишь вершина айсберга.
Это следствие и плод другого, духовного
кризиса… Суть духовного кризиса
заключается в отсутствии смысла жизни
и замыкании человека в одномерном
настоящем, на его эгоцентричном
самолюбивом инстинкте. Это настоящее
без будущего, без идеалов... А мы, вместо
того, чтобы найти смысл жизни, стремимся
к богатству, комфорту, благополучию. Но
когда кроме потребления не существует
другой жизненной цели, когда материальная
состоятельность и ее демонстрация
окружающим становятся единственными
способами добиться общественного
признания, тогда разврат2
становится единственно возможным
образом жизни, в противном случае, если
ты не растлился – то ты глупец. Так
думали и поступали многие, и мы достигли
того, что растлились не только наши
власти, но и большая часть нашего
народа»3.
Сегодняшнее
состояние нашего общества дает
многочисленные примеры оттеснения
нравственных и духовных ценностей в
угоду сиюминутным материальным благам,
открытого попирания моральных норм.
Именно поэтому для духовного возрождения
людей очень важно обратиться к
противоположным образцам – деяниям
духовных учителей, укреплявших веру и
жизнью своей показавших, как возможно
подняться к духовным вершинам, изменяя
существующее общество во благо. Для
Слобожанщины такими объединяющими
фигурами созидателей являются
святитель Иоасаф Белгородский (Иоаким
Горленко) и философ Григорий Сковорода.
Украинец
по происхождению, родившийся в местечке
Прилуках
Полтавской губернии (ныне Черниговской
области), потомственный казак, внук
гетмана Даниила Апостола (по материнской
линии) Иоаким Горленко прошел
путь от монаха до церковного иерарха –
наместника Троице-Сергиевой Лавры, а
затем – епископа
Белгородского
и
Обоянского. Именно его стараниями и при
его непосредственном участии появились
многие слобожанские святыни, в том числе
прославленная Песчанская икона Божией
Матери, явившаяся святителю Иоасафу
в 1754 году в селе Пески Харьковской
губернии.
Сейчас эта икона находится в г. Изюме
Харьковской области и почитается как
чудотворная. Сам святитель Иоасаф за
дела и праведную жизнь в 1911 году прославлен
в лике святых, нетленные его мощи с 1991
года почивают в Преображенском соборе
Белгорода.
Григорий
Сковорода – земляк святителя Иоасафа,
родившийся в селе Чернухи (ныне Полтавской
области), также происходивший из казацкого
рода, проявил себя на поприще духовного
просветительства. Вначале преподавал
в духовных школах, в том числе Харьковском
коллегиуме, а затем стал странствующим
религиозным философом, многие годы
путешествовавшим по Слобожанщине (по
территории как нынешней Харьковской,
так и Белгородской областей) и оставившим
по себе богатое литературное наследие
духовного содержания. Но самым главным
было то, что его слова не расходились с
делом – он жил так, как учил. В этом
заключается его духовная сила, и по сей
день притягивающая к себе многих людей.
Утрачивается
ли в связи с возникшим политическим
кризисом значение сотрудничества в
рамках еврорегиона «Слобожанщина»?
Думаю, наоборот, оно должно усиливаться
на основе понимания духовного единства
населения Слобожанщины, образцами
которого являются святитель
Иоасаф и Григорий Сковорода.
Напомню,
что еврорегион – это форма трансграничного
сотрудничества, возникшая в послевоенной
Европе, позволяющая реализовывать на
практике содержание (суть) трансграничного
сотрудничества – улучшение взаимодействия
органов управления приграничных регионов
с целью повышения благосостояния
населения за счет совместных действий
во всех сферах жизнедеятельности
(экономическая, социальная, экологическая
и др.)4.
Именно развитие еврорегионов на просторах
Европы позволило гармонизировать
взаимоотношения населения стран в
приграничных территориях и впоследствии
– снять многие барьеры, созданные на
границах. Причем часто граница разделяла
один народ, имеющий общую историю и
духовное единство.
Наглядным
примером может служить регион Эльзас,
лежащий на границе Германии и Франции.
Долгие годы эти государства боролись
за господство над данной территорией,
что приводило для ее населения к
трагическим последствиям вплоть до
вовлечения в военные конфликты.
Это
стало толчком к тому, чтобы в 1917 г.
французский географ, профессор Сорбонны
Поль Видаль де ла Блаш в работе "Восточная
Франция", посвященной вопросу
французской принадлежности Эльзаса и
Лотарингии (которые в результате
Франко-прусской войны 1870-71 гг. были
присоединены к Германии и возвращены
Франции в 1919 г.), выдвинул идею преобразования
пограничных земель двух государств из
территории раздора и вражды в зону
взаимного сотрудничества. Он предлагал
совместное освоение этих земель немцами
и французами, считая, что граница должна
стать не разделяющей, а объединяющей
линией.
Таким
образом, была сформулирована суть
трансграничного сотрудничества, которое
четыре десятилетия спустя (в 1958 г.)
было оформлено в виде первого еврорегиона
«Euregio» на немецко-нидерландском пограничье
с центром в немецком городе Гронау.
Впоследствии появился еврорегион на
территории французского Эльзаса и
соседней немецкой земли Баден-Вюртемберг.
Сейчас он трансформировался в новую
форму – европейскую группу
территориального сотрудничества
(European grouping of territorial cooperation – EGTС)
под названием «Eurodistrict Strasbourg-Ortenau».
Группа
территориального сотрудничества
«Eurodistrict Strasbourg-Ortenau» создана
25 января 2010 г. на французско-немецком
пограничье муниципалитетом французского
Страсбурга (столица региона Эльзас) и
администрацией немецкого района Ортенау
(земля Баден-Вюртемберг), население
которого традиционно являлось эльзасским.
Население данной территории – 868 тыс.
жителей, площадь – 2176 кв. км. Штаб-квартира
EGTС – в Страсбурге (Франция), секретариат
– в Келе (Германия). Создан Совет
EGTС «Eurodistrict
Strasbourg-Ortenau» (48 членов по 24 представителя
с обеих сторон), заседания проводятся
регулярно в открытом режиме, о чем
заранее сообщается на сайте
www.eurodistrict.eu.
Данная
форма сотрудничества в виде территориальной
группы (в терминах Совета Европы –
"объединения еврорегионального
сотрудничества"5)
позволяет сегодня реализовывать
совместные немецко-французские проекты,
усиливающие единство населения Эльзаса.
Примерами таких проектов являются:
–
экологический проект «Одна
природа, два языка, одна сеть»;
–
строительство трансграничного
трамвайного сообщения между городами
Страсбург и Кель;
–
микропроекты фонда "Мой
еврорайон" (50% софинансируются в
рамках программы INTERREG IV Верхний Рейн,
для участия в конкурсе на получение
финансирования можно подавать заявки
через сайт еврорайона «Strasbourg-Ortenau»).
Общий бюджет проекта может составлять
от 2000 до 80000 евро. Направления – культура,
спорт, образование, экология, социальное
обеспечение и др.;
–
проекты, направленные на сохранение
эльзасского языка (алеманнская группа
немецких диалектов) и поощрение двуязычия,
в том числе через программы обмена
учащимися (путем заполнения заявок на
сайте), создание фонда трансграничных
перемещений учащихся;
–
трансграничный марафон
Страсбург-Ортенау длиной 42 км.
Успешная
реализация проектов EGTС «Eurodistrict
Strasbourg-Ortenau» объясняется следующими
сформированными предпосылками:
1.
Руководящей элитой сообщества создана
и реализуется региональная государственная
политика, основанная на реальном
финансировании (в ЕС – политика сплочения,
бюджет которой в 2014-2020 гг. составит 351,8
млрд. евро).
2.
Созданы действующие инструменты
финансирования (в ЕС – Европейский фонд
регионального развития и программы
INTERREG).
3.
Инициатива местных органов власти
(желание региональных политических
элит развивать сотрудничество).
4.
Прозрачность выделения средств на
реализацию трансграничных программ и
проектов (на конкурсной основе).
5.
Действующая институциональная структура
органа трансграничного сотрудничества
(совет, секретариат, рабочие группы).
Положительный
опыт сплочения и единения населения
приграничных территорий нами не раз
предлагалось воплотить в жизнь приграничья
России и Украины, в том числе используя
форму еврорегиона «Слобожанщина»6.
Актуальность этих предложений не
утрачена даже с учетом изменившейся
политической ситуации.
Другой
вызов украинско-российскому трансграничному
сотрудничеству связан с желанием властей
ограничить трансграничные потоки людей
для недопущения экстремистских
проявлений. Однако ужесточение правил
пересечения границы, то есть усиление
ее барьерной функции, может привести к
нежелательным последствиям.
Барьерная
функция позволяет задерживать на границе
объекты, которые государство считает
негативными, а их проникновение на свою
территорию – крайне нежелательным.
Однако барьерная функция
границы, если она используется государством
слишком жестко (вплоть до строительства
стен и других укрепленных сооружений)7,
порождает негативные эффекты, являясь
тормозом трансграничного сотрудничества.
Пограничные
барьеры создают прямые или косвенные
препятствия для трансграничных контактов,
то есть затрудняют контактную функцию
границы. С другой стороны, полная отмена
пограничного и таможенного контроля в
наибольшей степени способствует развитию
трансграничных связей, однако может
повлечь за собой их криминализацию.
Возникает вопрос: возможна ли «золотая
середина», соответствующая оптимальной
реализации фильтрующей функции, –
минимум эффективных барьеров на границе,
которые бы отсекали наиболее неблагоприятные
эффекты трансграничного потока людей
и товаров из одного государства в другое,
таких как трансграничная преступность,
нелегальная миграция, контрабанда и
т.п., и в то же время пропускали ту часть
потока, которая пользуется доверием
государства и необходима для его
развития?
Ответом
на данный вопрос стала «умная граница»
(англ. Smart Border) – концепция
построения сопредельными государствами
совместного управления потоками людей
и товаров на границе таким образом,
чтобы способствовать оптимальной
реализации ее фильтрующей функции8.
Впервые
она была применена на американско-канадской
границе и предыстория ее возникновения
такова. В силу исторических и
природно-географических особенностей
американо-канадская граница
долгое время являлась одной из самых
протяженных (около 8900 км в сухопутной
части) и слабо охраняемых границ мира,
но с наибольшим объемом взаимной
торговли. Контроль в пунктах пропуска
был упрощенным и осуществлялся
немногочисленными подразделениями
пограничных служб только на въезде в
США или Канаду. Однако в конце 1990-х –
начале 2000-х годов маршруты через
американско-канадскую границу
стали активно осваивать транснациональные
преступные группировки, занимавшиеся
наркоторговлей, контрабандой, нелегальной
миграцией и даже международным терроризмом
(в частности, исламистские экстремисты).
После
терактов 11 сентября 2001 г. граница с
Канадой стала восприниматься властями
США как одно из главных направлений, по
которому потенциальные террористы
могут проникнуть в страну. Чтобы
оптимизировать фильтрующую функцию
границы при одновременном усилении
безопасности, США и Канада 12 декабря
2001 г. в Оттаве договорились о совместном
контроле трансграничных потоков,
подписав Декларацию об «умной границе»
(Smart Border Declaration). Вместе с ней
был утвержден четкий план совместных
действий по обустройству безопасной
границы (Action Plan For Creating a Secure and Smart Border).
В декларации провозглашались следующие
приоритеты: создание режима наибольшего
благоприятствования для пользующихся
доверием путешественников и коммерческих
организаций, перенесение контроля над
товарами таких организаций из пограничной
зоны в пункты погрузки, модернизация
пунктов пропуска для борьбы с заторами
на границе. При этом США потребовали от
Канады предпринять ряд необходимых
мер: ужесточить миграционную политику,
образовать Агентство пограничных служб
(по американскому образцу в него вошли
и пограничники, и таможенники), выделить
на укрепление границы сумму, эквивалентную
5 млрд. долл. США. Кроме того, важным
механизмом концепции «умной границы»
стала электронная программа ФАСТ,
разработанная для ускорения безопасных
коммерческих поездок через границы
США, Мексики и Канады, предусматривавшая
сертификацию импортеров и перевозчиков,
а также регистрацию водителей, которые
после прохождения регистрации могли
пересекать границу в упрощенном режиме
по выделенным полосам движения. Аналогично
для индивидуальных путешественников,
совершающих поездки между США и Канадой,
была внедрена программа НЕКСУС. Эта
программа, как и ФАСТ, распространялась
на 11 наиболее важных пропускных пунктов
американско-канадской границы.9
Нами
еще в 2010 г. с целью повышения
эффективности прохождения границы
между Россией и Украиной было предложено
реализовать концепцию «умной границы»
на российско-украинском пограничье.10
Однако
для обустройства «умной» границы как
Украине, так и России необходимо выполнить
ряд условий. На наш взгляд, главными
условиями формирования такой границы
являются: 1) внедрение эффективных
механизмов быстрого пересечения границы
легальными трансграничными потоками;
2) устранение коррупции среди
пограничных служб. Первое условие должно
включать совместное проведение в пунктах
пропуска унифицированных пограничных
и таможенных процедур соответствующими
службами России и Украины. При этом
можно использовать американско-канадский
опыт реализации программ быстрого
прохождения границы пользующимися
доверием путешественниками и перевозчиками
грузов (NEXUS
и FAST).11
Что касается устранения коррупции при
прохождении границы, необходимо
ужесточение ответственности сотрудников
пограничных и таможенных служб, усиление
контроля за их деятельностью, а также
прозрачности пограничных и таможенных
формальностей (вплоть до видеофиксации).
Но
самое важное то, что внедрение такой
концепции возможно и будет эффективным
только тогда, когда существует взаимное
доверие между партнерами и обе стороны
равно заинтересованы в развитии
трансграничных связей. В таком случае
они путем переговоров готовы идти на
компромиссы в процессе формирования
пограничной политики, гармонизации
стандартов и принципов пересечения
границы.
1
Черномаз П.А. Роль духовного возрождения
в преодолении негативных тенденций
развития мирового хозяйства // Мир
и Россия: регионализм в условиях
глобализации: Материалы III
Международной научно-практической
конференции. Часть 1. Москва, 11-12
ноября 2010 г. М., 2010. С. 149-157.
URL:
http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5252
(Дата обращения: 25.03.2014)
2
В оригинале слово
διαφθορά, которое можно перевести не
только как распущенность, развращенность,
разврат, но и как коррупция, подкуп.
3
Церковь и современный кризис: Воззвание
к народу Священного Синода Элладской
Православной Церкви: [Электронный
документ]. – URL:
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/43762.htm#_ftnref2 (Дата
обращения: 25.03.2014)
4
Черномаз П.А. Содержание и формы
трансграничного сотрудничества: учет
европейского опыта в украинско-российском
контексте // Українсько-російське
порубіжжя: стан та перспективи
співробітництва: Матеріали ІІІ
міжнародної науково-практичної
конференції 15 грудня 2012 р. – Х.: ХНУ
імені В.Н. Каразіна, 2012. – С. 135-139.
5
Черномаз П.А. Институциональные
перспективы украинско-российского
трансграничного сотрудничества в
контексте третьего протокола к Мадридской
конвенции // Українсько-російське
порубіжжя: стан та перспективи
співробітництва: Матеріали
науково-практичної конференції 16 квітня
2011 р. – Х.: ХНУ ім. В.Н. Каразіна, 2010. – С.
111-114. URL:
http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5249;
Черномаз П. Тенденции
институционализации объединений
еврорегионального сотрудничества и
их влияние на трансграничное сотрудничество
в Украине // Формування мереж прикордонного
співробітництва України: Матеріали
Міжнародної науково-практичної
конференції, м. Чернівці, 12-13 травня
2011 р. – Чернівці: 2011. – С. 159-162. URL:
http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5253(Дата
обращения: 25.03.2014)
6
Черномаз П.А. Еврорегион “Слобожанщина”
– перспективы трансграничного
сотрудничества Харьковской области //
Вестник торгово-промышленной палаты:
Совместный выпуск Харьковской и
Белгородской ТПП. 2002. № 11. С. 15-16;
Голиков А.П., Черномаз П.А. Еврорегион
“Слобожанщина” и трансграничное
сотрудничество Украины и России //
Трансграничные проблемы стран СНГ /
Отв. ред. В.М. Котляков. М., 2003. С. 208-210.
URL:
http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5284 (Дата
обращения: 25.03.2014); Черномаз П.
Еврорегион «Слобожанщина» и перспективы
украинско-российского трансграничного
сотрудничества // Часопис
соціально-економічної географії: Зб.
наук. праць. – Х., 2009. Вип. 7 (2).
С. 85-92. URL:
http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5208 (Дата
обращения: 25.03.2014); Черномаз П.А.
Украинско-российское трансграничное
сотрудничество в рамках еврорегиона
«Слобожанщина»: реалии и возможности //
Развитие частно-государственного
партнерства в Республике Беларусь:
материалы Междунар. науч.-практ. конф.,
Минск, 13-14 дек. 2012 г. Минск, Беларусь,
2012. – С. 241-252. URL:
http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/7792 (Дата
обращения: 25.03.2014)
7
Всем известен символ «холодной войны»
– Берлинская стена. Для
предотвращения проникновения террористов
стены были возведены на границах Израиля
с Египтом и Палестинской автономией,
а также Индии с Пакистаном. В 2006
году президент США Джордж Буш подписал
закон, на основании которого возведена
защитная стена на границе с Мексикой
для борьбы с незаконной иммиграцией.
8
Українсько-російське транскордонне
співробітництво: сучасний стан і
перспективи: Монографія / За ред. проф.
А. П. Голікова. – Х., 2013. С. 215.
9
Голунов С. Пограничная безопасность:
зарубежный опыт. Модели взаимоотношений
сопредельных государств // Космополис.
2008. № 2. С. 115-129.
10
Черномаз П.А. «Умная граница»: суть и
необходимость применения на
украинско-российском пограничье //
Україна в системі світових економічних
процесів. – Х.: МСУ, 2010. – С. 209-216, URL:
http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5234(Дата
обращения: 25.03.2014):
Черномаз П.А.
Построение «умной границы» между
Россией и Украиной как механизм повышения
эффективности ее пересечения //
Современные проблемы социально-экономического
развития России: материалы Междунар.
науч.-практ. конф.: в 2 т. Белгород,
2011. – Т. 1. – С. 148-151, URL:
http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/9385 (Дата
обращения: 25.03.2014)
11
Trusted
Traveler Programs [Электронный
ресурс] // U.S. Customs and
Border Protection. URL:
http://www.cbp.gov/xp/cgov/travel/trusted_traveler/
(Дата обращения: 25.03.2014)
Комментариев нет:
Отправить комментарий