понедельник, 7 апреля 2014 г.

ОТВЕТЫ НА НОВЫЕ ВЫЗОВЫ УКРАИНСКО-РОССИЙСКОМУ

ТРАНСГРАНИЧНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ


Черномаз П.А., канд. геогр. наук, доцент кафедры международных экономических отношений Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина
Украина, г. Харьков


Начало 2014 года было ознаменовано обострением украинско-российских отношений в связи с политическим кризисом в Украине и возникшем на его фоне «крымским вопросом». К сожалению, эскалация конфликта и обоюдная информационная война привели к тому, что пострадали человеческие отношения. Приграничные с Россией территории Украины стали своеобразным «яблоком раздора».

Изменившиеся политические и экономические условия поставили украинско-российское трансграничное сотрудничество перед новыми вызовами.
Главный вызов связан с кризисом человеческих отношений, негативно повлиявшим на двустороннее сотрудничество. Как мы уже подчеркивали, причины кризисного состояния общества лежат в духовной сфере, и только духовное возрождение общества на основе повышения уровня духовности каждого человека путем личного совершенствования может стать основой выхода из социально-экономического и политического кризиса1. При этом важно, куда направляет свои силы и энергию каждый человек – на созидание или разрушение.
В этой связи уместно звучат подтверждающие наше видение ситуации слова из воззвания к народу Священного Синода Элладской Православной Церкви от 16 декабря 2010 г.: «…экономический кризис, который тяготит и угнетает наше Отечество – это лишь вершина айсберга. Это следствие и плод другого, духовного кризиса… Суть духовного кризиса заключается в отсутствии смысла жизни и замыкании человека в одномерном настоящем, на его эгоцентричном самолюбивом инстинкте. Это настоящее без будущего, без идеалов... А мы, вместо того, чтобы найти смысл жизни, стремимся к богатству, комфорту, благополучию. Но когда кроме потребления не существует другой жизненной цели, когда материальная состоятельность и ее демонстрация окружающим становятся единственными способами добиться общественного признания, тогда разврат2 становится единственно возможным образом жизни, в противном случае, если ты не растлился – то ты глупец. Так думали и поступали многие, и мы достигли того, что растлились не только наши власти, но и большая часть нашего народа»3.
Сегодняшнее состояние нашего общества дает многочисленные примеры оттеснения нравственных и духовных ценностей в угоду сиюминутным материальным благам, открытого попирания моральных норм. Именно поэтому для духовного возрождения людей очень важно обратиться к противоположным образцам – деяниям духовных учителей, укреплявших веру и жизнью своей показавших, как возможно подняться к духовным вершинам, изменяя существующее общество во благо. Для Слобожанщины такими объединяющими фигурами созидателей являются святитель Иоасаф Белгородский (Иоаким Горленко) и философ Григорий Сковорода.
Украинец по происхождению, родившийся в местечке Прилуках Полтавской губернии (ныне Черниговской области), потомственный казак, внук гетмана Даниила Апостола (по материнской линии) Иоаким Горленко прошел путь от монаха до церковного иерарха – наместника Троице-Сергиевой Лавры, а затем – епископа Белгородского и Обоянского. Именно его стараниями и при его непосредственном участии появились многие слобожанские святыни, в том числе прославленная Песчанская икона Божией Матери, явившаяся святителю Иоасафу в 1754 году в селе Пески Харьковской губернии. Сейчас эта икона находится в г. Изюме Харьковской области и почитается как чудотворная. Сам святитель Иоасаф за дела и праведную жизнь в 1911 году прославлен в лике святых, нетленные его мощи с 1991 года почивают в Преображенском соборе Белгорода.
Григорий Сковорода – земляк святителя Иоасафа, родившийся в селе Чернухи (ныне Полтавской области), также происходивший из казацкого рода, проявил себя на поприще духовного просветительства. Вначале преподавал в духовных школах, в том числе Харьковском коллегиуме, а затем стал странствующим религиозным философом, многие годы путешествовавшим по Слобожанщине (по территории как нынешней Харьковской, так и Белгородской областей) и оставившим по себе богатое литературное наследие духовного содержания. Но самым главным было то, что его слова не расходились с делом – он жил так, как учил. В этом заключается его духовная сила, и по сей день притягивающая к себе многих людей.
Утрачивается ли в связи с возникшим политическим кризисом значение сотрудничества в рамках еврорегиона «Слобожанщина»? Думаю, наоборот, оно должно усиливаться на основе понимания духовного единства населения Слобожанщины, образцами которого являются святитель Иоасаф и Григорий Сковорода.
Напомню, что еврорегион – это форма трансграничного сотрудничества, возникшая в послевоенной Европе, позволяющая реализовывать на практике содержание (суть) трансграничного сотрудничества – улучшение взаимодействия органов управления приграничных регионов с целью повышения благосостояния населения за счет совместных действий во всех сферах жизнедеятельности (экономическая, социальная, экологическая и др.)4. Именно развитие еврорегионов на просторах Европы позволило гармонизировать взаимоотношения населения стран в приграничных территориях и впоследствии – снять многие барьеры, созданные на границах. Причем часто граница разделяла один народ, имеющий общую историю и духовное единство.
Наглядным примером может служить регион Эльзас, лежащий на границе Германии и Франции. Долгие годы эти государства боролись за господство над данной территорией, что приводило для ее населения к трагическим последствиям вплоть до вовлечения в военные конфликты.
Это стало толчком к тому, чтобы в 1917 г. французский географ, профессор Сорбонны Поль Видаль де ла Блаш в работе "Восточная Франция", посвященной вопросу французской принадлежности Эльзаса и Лотарингии (которые в результате Франко-прусской войны 1870-71 гг. были присоединены к Германии и возвращены Франции в 1919 г.), выдвинул идею преобразования пограничных земель двух государств из территории раздора и вражды в зону взаимного сотрудничества. Он предлагал совместное освоение этих земель немцами и французами, считая, что граница должна стать не разделяющей, а объединяющей линией.
Таким образом, была сформулирована суть трансграничного сотрудничества, которое четыре десятилетия спустя (в 1958 г.) было оформлено в виде первого еврорегиона «Euregio» на немецко-нидерландском пограничье с центром в немецком городе Гронау. Впоследствии появился еврорегион на территории французского Эльзаса и соседней немецкой земли Баден-Вюртемберг. Сейчас он трансформировался в новую форму – европейскую группу территориального сотрудничества (European grouping of territorial cooperationEGTС) под названием «Eurodistrict Strasbourg-Ortenau».
Группа территориального сотрудничества «Eurodistrict Strasbourg-Ortenau» создана 25 января 2010 г. на французско-немецком пограничье муниципалитетом французского Страсбурга (столица региона Эльзас) и администрацией немецкого района Ортенау (земля Баден-Вюртемберг), население которого традиционно являлось эльзасским. Население данной территории – 868 тыс. жителей, площадь – 2176 кв. км. Штаб-квартира EGTС – в Страсбурге (Франция), секретариат – в Келе (Германия). Создан Совет EGTС «Eurodistrict Strasbourg-Ortenau» (48 членов по 24 представителя с обеих сторон), заседания проводятся регулярно в открытом режиме, о чем заранее сообщается на сайте www.eurodistrict.eu.
Данная форма сотрудничества в виде территориальной группы (в терминах Совета Европы – "объединения еврорегионального сотрудничества"5) позволяет сегодня реализовывать совместные немецко-французские проекты, усиливающие единство населения Эльзаса. Примерами таких проектов являются:
экологический проект «Одна природа, два языка, одна сеть»;
строительство трансграничного трамвайного сообщения между городами Страсбург и Кель;
микропроекты фонда "Мой еврорайон" (50% софинансируются в рамках программы INTERREG IV Верхний Рейн, для участия в конкурсе на получение финансирования можно подавать заявки через сайт еврорайона «Strasbourg-Ortenau»). Общий бюджет проекта может составлять от 2000 до 80000 евро. Направления – культура, спорт, образование, экология, социальное обеспечение и др.;
проекты, направленные на сохранение эльзасского языка (алеманнская группа немецких диалектов) и поощрение двуязычия, в том числе через программы обмена учащимися (путем заполнения заявок на сайте), создание фонда трансграничных перемещений учащихся;
трансграничный марафон Страсбург-Ортенау длиной 42 км.
Успешная реализация проектов EGTС «Eurodistrict Strasbourg-Ortenau» объясняется следующими сформированными предпосылками:
1. Руководящей элитой сообщества создана и реализуется региональная государственная политика, основанная на реальном финансировании (в ЕС – политика сплочения, бюджет которой в 2014-2020 гг. составит 351,8 млрд. евро).
2. Созданы действующие инструменты финансирования (в ЕС – Европейский фонд регионального развития и программы INTERREG).
3. Инициатива местных органов власти (желание региональных политических элит развивать сотрудничество).
4. Прозрачность выделения средств на реализацию трансграничных программ и проектов (на конкурсной основе).
5. Действующая институциональная структура органа трансграничного сотрудничества (совет, секретариат, рабочие группы).
Положительный опыт сплочения и единения населения приграничных территорий нами не раз предлагалось воплотить в жизнь приграничья России и Украины, в том числе используя форму еврорегиона «Слобожанщина»6. Актуальность этих предложений не утрачена даже с учетом изменившейся политической ситуации.
Другой вызов украинско-российскому трансграничному сотрудничеству связан с желанием властей ограничить трансграничные потоки людей для недопущения экстремистских проявлений. Однако ужесточение правил пересечения границы, то есть усиление ее барьерной функции, может привести к нежелательным последствиям.
Барьерная функция позволяет задерживать на границе объекты, которые государство считает негативными, а их проникновение на свою территорию – крайне нежелательным. Однако барьерная функция границы, если она используется государством слишком жестко (вплоть до строительства стен и других укрепленных сооружений)7, порождает негативные эффекты, являясь тормозом трансграничного сотрудничества.
Пограничные барьеры создают прямые или косвенные препятствия для трансграничных контактов, то есть затрудняют контактную функцию границы. С другой стороны, полная отмена пограничного и таможенного контроля в наибольшей степени способствует развитию трансграничных связей, однако может повлечь за собой их криминализацию. Возникает вопрос: возможна ли «золотая середина», соответствующая оптимальной реализации фильтрующей функции, – минимум эффективных барьеров на границе, которые бы отсекали наиболее неблагоприятные эффекты трансграничного потока людей и товаров из одного государства в другое, таких как трансграничная преступность, нелегальная миграция, контрабанда и т.п., и в то же время пропускали ту часть потока, которая пользуется доверием государства и необходима для его развития?
Ответом на данный вопрос стала «умная граница» (англ. Smart Border) – концепция построения сопредельными государствами совместного управления потоками людей и товаров на границе таким образом, чтобы способствовать оптимальной реализации ее фильтрующей функции8.
Впервые она была применена на американско-канадской границе и предыстория ее возникновения такова. В силу исторических и природно-географических особенностей американо-канадская граница долгое время являлась одной из самых протяженных (около 8900 км в сухопутной части) и слабо охраняемых границ мира, но с наибольшим объемом взаимной торговли. Контроль в пунктах пропуска был упрощенным и осуществлялся немногочисленными подразделениями пограничных служб только на въезде в США или Канаду. Однако в конце 1990-х – начале 2000-х годов маршруты через американско-канадскую границу стали активно осваивать транснациональные преступные группировки, занимавшиеся наркоторговлей, контрабандой, нелегальной миграцией и даже международным терроризмом (в частности, исламистские экстремисты).
После терактов 11 сентября 2001 г. граница с Канадой стала восприниматься властями США как одно из главных направлений, по которому потенциальные террористы могут проникнуть в страну. Чтобы оптимизировать фильтрующую функцию границы при одновременном усилении безопасности, США и Канада 12 декабря 2001 г. в Оттаве договорились о совместном контроле трансграничных потоков, подписав Декларацию об «умной границе» (Smart Border Declaration). Вместе с ней был утвержден четкий план совместных действий по обустройству безопасной границы (Action Plan For Creating a Secure and Smart Border). В декларации провозглашались следующие приоритеты: создание режима наибольшего благоприятствования для пользующихся доверием путешественников и коммерческих организаций, перенесение контроля над товарами таких организаций из пограничной зоны в пункты погрузки, модернизация пунктов пропуска для борьбы с заторами на границе. При этом США потребовали от Канады предпринять ряд необходимых мер: ужесточить миграционную политику, образовать Агентство пограничных служб (по американскому образцу в него вошли и пограничники, и таможенники), выделить на укрепление границы сумму, эквивалентную 5 млрд. долл. США. Кроме того, важным механизмом концепции «умной границы» стала электронная программа ФАСТ, разработанная для ускорения безопасных коммерческих поездок через границы США, Мексики и Канады, предусматривавшая сертификацию импортеров и перевозчиков, а также регистрацию водителей, которые после прохождения регистрации могли пересекать границу в упрощенном режиме по выделенным полосам движения. Аналогично для индивидуальных путешественников, совершающих поездки между США и Канадой, была внедрена программа НЕКСУС. Эта программа, как и ФАСТ, распространялась на 11 наиболее важных пропускных пунктов американско-канадской границы.9
Нами еще в 2010 г. с целью повышения эффективности прохождения границы между Россией и Украиной было предложено реализовать концепцию «умной границы» на российско-украинском пограничье.10
Однако для обустройства «умной» границы как Украине, так и России необходимо выполнить ряд условий. На наш взгляд, главными условиями формирования такой границы являются: 1) внедрение эффективных механизмов быстрого пересечения границы легальными трансграничными потоками; 2) устранение коррупции среди пограничных служб. Первое условие должно включать совместное проведение в пунктах пропуска унифицированных пограничных и таможенных процедур соответствующими службами России и Украины. При этом можно использовать американско-канадский опыт реализации программ быстрого прохождения границы пользующимися доверием путешественниками и перевозчиками грузов (NEXUS и FAST).11 Что касается устранения коррупции при прохождении границы, необходимо ужесточение ответственности сотрудников пограничных и таможенных служб, усиление контроля за их деятельностью, а также прозрачности пограничных и таможенных формальностей (вплоть до видеофиксации).
Но самое важное то, что внедрение такой концепции возможно и будет эффективным только тогда, когда существует взаимное доверие между партнерами и обе стороны равно заинтересованы в развитии трансграничных связей. В таком случае они путем переговоров готовы идти на компромиссы в процессе формирования пограничной политики, гармонизации стандартов и принципов пересечения границы.


1 Черномаз П.А. Роль духовного возрождения в преодолении негативных тенденций развития мирового хозяйства // Мир и Россия: регионализм в условиях глобализации: Материалы III Международной научно-практической конференции. Часть 1. Москва, 11-12 ноября 2010 г. М., 2010. С. 149-157. URL: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5252 (Дата обращения: 25.03.2014)
2 В оригинале слово διαφθορά, которое можно перевести не только как распущенность, развращенность, разврат, но и как коррупция, подкуп.
3 Церковь и современный кризис: Воззвание к народу Священного Синода Элладской Православной Церкви: [Электронный документ]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/43762.htm#_ftnref2 (Дата обращения: 25.03.2014)
4 Черномаз П.А. Содержание и формы трансграничного сотрудничества: учет европейского опыта в украинско-российском контексте // Українсько-російське порубіжжя: стан та перспективи співробітництва: Матеріали ІІІ міжнародної науково-практичної конференції 15 грудня 2012 р. – Х.: ХНУ імені В.Н. Каразіна, 2012. – С. 135-139.
5 Черномаз П.А. Институциональные перспективы украинско-российского трансграничного сотрудничества в контексте третьего протокола к Мадридской конвенции // Українсько-російське порубіжжя: стан та перспективи співробітництва: Матеріали науково-практичної конференції 16 квітня 2011 р. – Х.: ХНУ ім. В.Н. Каразіна, 2010. – С. 111-114. URL: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5249; Черномаз П. Тенденции институционализации объединений еврорегионального сотрудничества и их влияние на трансграничное сотрудничество в Украине // Формування мереж прикордонного співробітництва України: Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції, м. Чернівці, 12-13 травня 2011 р. – Чернівці: 2011. – С. 159-162. URL: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5253(Дата обращения: 25.03.2014)
6 Черномаз П.А. Еврорегион “Слобожанщина” – перспективы трансграничного сотрудничества Харьковской области // Вестник торгово-промышленной палаты: Совместный выпуск Харьковской и Белгородской ТПП. 2002. № 11. С. 15-16; Голиков А.П., Черномаз П.А. Еврорегион “Слобожанщина” и трансграничное сотрудничество Украины и России // Трансграничные проблемы стран СНГ / Отв. ред. В.М. Котляков. М., 2003. С. 208-210. URL: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5284 (Дата обращения: 25.03.2014); Черномаз П. Еврорегион «Слобожанщина» и перспективы украинско-российского трансграничного сотрудничества // Часопис соціально-економічної географії: Зб. наук. праць. – Х., 2009. Вип. 7 (2). С. 85-92. URL: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5208 (Дата обращения: 25.03.2014); Черномаз П.А. Украинско-российское трансграничное сотрудничество в рамках еврорегиона «Слобожанщина»: реалии и возможности // Развитие частно-государственного партнерства в Республике Беларусь: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 13-14 дек. 2012 г. Минск, Беларусь, 2012. – С. 241-252. URL: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/7792 (Дата обращения: 25.03.2014)
7 Всем известен символ «холодной войны» – Берлинская стена. Для предотвращения проникновения террористов стены были возведены на границах Израиля с Египтом и Палестинской автономией, а также Индии с Пакистаном. В 2006 году президент США Джордж Буш подписал закон, на основании которого возведена защитная стена на границе с Мексикой для борьбы с незаконной иммиграцией.
8 Українсько-російське транскордонне співробітництво: сучасний стан і перспективи: Монографія / За ред. проф. А. П. Голікова. – Х., 2013. С. 215.
9 Голунов С. Пограничная безопасность: зарубежный опыт. Модели взаимоотношений сопредельных государств // Космополис. 2008. № 2. С. 115-129.
10 Черномаз П.А. «Умная граница»: суть и необходимость применения на украинско-российском пограничье // Україна в системі світових економічних процесів. – Х.: МСУ, 2010. – С. 209-216, URL: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5234(Дата обращения: 25.03.2014): Черномаз П.А. Построение «умной границы» между Россией и Украиной как механизм повышения эффективности ее пересечения // Современные проблемы социально-экономического развития России: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Белгород, 2011. – Т. 1. – С. 148-151, URL: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/9385 (Дата обращения: 25.03.2014)

11 Trusted Traveler Programs [Электронный ресурс] // U.S. Customs and Border Protection. URL: http://www.cbp.gov/xp/cgov/travel/trusted_traveler/ (Дата обращения: 25.03.2014)

Комментариев нет:

Отправить комментарий