УПРАВЛЕНИЕ
ПОРТФЕЛЕМ ПРОЕКТОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА
Курчина Ю.Н.,
главный специалист
отдела по правовой и кадровой работе
Администрации муниципального района
«Красненский район» Белгородской
области
В
современной науке о проектном менеджменте
понятие «проект» определяется как
комплекс взаимосвязанных работ,
направленных на достижение запланированной
цели и имеющих однократный, неповторяющийся
характер. Под портфелем проектов
понимается совокупность проектов,
находящихся в компетенции одного центра
ответственности. Что касается
непосредственно управления портфелями
проектов, то это планирование, организация
и контроль временных, трудовых, финансовых
и материально-технических ресурсов (на
всех этапах жизненного цикла проектов),
направленных на достижение цели проектов.
В
современном мире все больший интерес
в области эффективного и результативного
менеджмента приобретает управление
портфелями проектов. В последние годы
по этому пути движется и Россия.
Белгородская область является первой
в Центральном федеральном округе, где
проектное управление и управление
портфелями проектов применялось с
полноценным вовлечением в него органов
власти.
Таким
образом, комплексное применение
управления портфелями проектов в г.
Белгороде и Белгородской области и
поддержка его со стороны законодательной
и исполнительной власти, деловых кругов,
общественности и средств массой
информации является одним из приоритетных
направлений социально-экономического
развития г. Белгорода и Белгородской
области в третьем тысячелетии.
Управление
портфелем проектов в муниципальном
образовании направлено, прежде всего,
на то, чтобы все задачи, стоящие перед
органами власти, имели не только понятные
цели, но и четкие сроки исполнения,
конкретных исполнителей, свой бюджет,
контрольные события, рабочие группы и
руководителей, которые персонально
ответственны за управление тем или иным
проектом, конечную его реализацию.
Управление
портфелями проектов в муниципальном
образовании помогает разложить
мероприятия целевой программы на
управляемые проекты, поскольку через
паспорт проекта и контрольные события
можно отследить качество его выполнения,
сроки исполнения события и увидеть
конкретный результат.
В
целях удобства и наибольшей информативности
представляемого пакета документов в
муниципальных образованиях Белгородской
области действуют единые формы проектной
документации, рекомендованные
департаментом кадровой политики области,
применяемые с учетом специфики, масштаба
и сложности проекта.
На
протяжении всех этапов управления
портфелем проектов в подсистеме
управления внутренними процессами РИАС
«Электронное правительство Белгородской
области» осуществляется мониторинг
реализации проектов с отражением всех
необходимой информации по проектам,
что дает возможность для быстрой и
качественной оценки ситуации и
своевременного принятия управленческих
решений.
В
соответствии с постановлением
правительства Белгородской области от
31 мая 2010 г. № 202-пп «Об утверждении
Положения об управлении проектами в
органах исполнительной власти и
государственных органах Белгородской
области»1
в целях повышения результативности и
эффективности деятельности, организованной
по принципу управления проектами на
территории Белгородского района, в
администрации городаведет деятельность
по управлению портфелями проектов.
Администрацией
г. Белгорода создан Проектный офис,
разработана нормативно-правовая база,
регулирующая проектный менеджмент,
утвержден Муниципальный портфель
проектов. Реализуемые сегодня проекты
нацелены на решение различных социально
значимых задач.
Базовые
принципы управления портфелями проектов
в органах исполнительной власти и
государственных органах г. Белгорода
и Белгородской области. Управление
проектами выполняется с помощью
применения и интеграции логически
сгруппированных процессов управления
проектами, объединенных в 5 групп
процессов. Эти 5 групп процессов следующие:
инициация; планирование; исполнение;
мониторинг и управление; завершение.
В
управление портфелями проектов, как
правило, входит: определение требований;
удовлетворение различных потребностей,
решение проблем и удовлетворение
ожиданий различных заинтересованных
сторон в ходе планирования и выполнения
проектов; уравновешивание конкурирующих
ограничений проектов, таких как:
–
содержание;
–
качество;
–
расписание;
–
бюджет;
–
ресурсы;
–
риски2.
В
зависимости от специфики конкретного
проекта, определяется конкретный
перечень ограничений, которым должен
уделять внимание руководитель проекта.
Взаимоотношение между этими факторами
таково, что если один из них изменится,
то с большой долей вероятности данное
изменение затронет как минимум еще один
фактор. Так, если сжимается расписание,
то зачастую возникает необходимость
увеличения бюджета и включения
дополнительных ресурсов для выполнения
одного и того же объема работ в более
сжатые сроки. Если увеличение бюджета
невозможно, может быть сокращено
содержание или снижено качество для
поставки продукта в более сжатые сроки
в пределах установленного бюджета.
Мнение заинтересованных сторон проекта
по поводу того, какой из факторов более
важный, могут разделяться, что приводит
к повышению сложности проекта. Изменение
требований, предъявляемых к проекту,
может вызвать дополнительные риски. От
команды проекта в данной ситуации
требуется оценить ситуацию и уравновесить
требования в целях достижения успеха
проекта.
Модель
построения проектного управления,
которая сегодня функционирует в г.
Белгороде, является результатом адаптации
существующих принципов и требований
современных практик проектного управления
зарубежных стран.
Особенность
модели – применимость ее как внутри
органов власти, так и по отношению
к портфелям проектов, реализуемым
совместно с бизнес – сообществом.
Изменения в системе управления
выражаются в непосредственном
повышении прозрачности деятельности
органов власти. А это в свою очередь
ведет к созданию благоприятной
административной среды, оптимизации
и повышению качества предоставляемых
услуг. Кроме того, снижаются инфраструктурные
риски для инвесторов и приток
инвестиций по приоритетным направлениям
развития региона увеличивается.
Важно,
что в рамках этой модели любой проект
рассматривается как система, состоящая
из ряда элементов: изменение одного
из них может повлечь за собой
изменение всей структуры проекта.
Абсолютная прозрачность и управляемость
проектом, четкое распределение
персональной ответственности и измеримый
конечный результат на заранее
спланированную дату – это далеко не все,
что делает привлекательным проектное
управление для бизнеса и органов
власти.
Проектный
менеджмент не противоречит применяемому
программно-целевому планированию
бюджета, а только усиливает его.
Известно, что программно-целевой подход
используется при финансировании
отдельных государственных программ
социального и экономического развития
и направлен на достижение результатов
в государственном секторе. Изначально
определяется желаемое состояние, а затем
пути достижения такого состояния. Для
этого используются целевые показатели.
Плановые (желаемые) значения таких
показателей закладываются в программы
развития, а затем на основе
получаемых значений осуществляется
анализ эффективности и результативности
выполненной работы. У такого подхода,
на наш взгляд, есть узкие места,
которые как раз возможно устранить
с помощью применения проектного
менеджмента. Речь идет об увеличении
прозрачности выполнения тех или иных
действий и о четком понимании
последовательности выполняемых работ,
ограниченных финансовыми и временными
ресурсами; налаживании взаимовыгодных
межведомственных отношений внутри
проекта, а также о строгом
распределении ответственности вплоть
до каждого участника команды проекта.
Управление
портфелем проектов позволяет с большей
четкостью отследить ход движения идеи
от начала ее претворения в жизнь
до логического завершения. В рамках
каждого проекта можно увидеть и оценить
результаты выполняемых работ, осуществить
общий анализ трудовых, временных,
человеческих и иных ресурсов. При
этом названные элементы возможно
рассматривать в разрезе как одного
проекта, так и целого портфеля
проектов, а в будущем и региональной
стратегии развития.
1
Об утверждении положения
об управлении проектами в органах
исполнительной власти и государственных
органах Белгородской области :
Постановление Правительства Белгородской
области от 31 мая 2010 года № 202 – пп (ред.
от 06.11.2012) // «Белгородские
известия». – 2010. – № 93.
2
Рассказов В.А. Организация
разработки бизнес-плана. М., 2008
Комментариев нет:
Отправить комментарий