понедельник, 7 апреля 2014 г.


ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ 
ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ


Чеботарев И.С., студент Института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Принципы управления устойчивым развитием приграничного региона.
Обеспечение устойчивого развития приграничных регионов в посткризисный период является одной из важнейших задач, требующих решения. Актуальность проблемы устойчивого развития связана с реализацией планов руководства страны в области повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения экономического роста и экологической стабильности, расширения инфраструктурной базы, а также увеличения уровня инновационной активности в регионах.

Определение «приграничный регион», предполагает, что «входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная» 1.
«Приграничные регионы входят в группу особых регионов, где острые социально-экономические проблемы связаны с географической или исторической спецификой и где вследствие сложных условий хозяйствования реализация научно-обоснованной региональной политики требует специальных методов регулирования экономики».
Экономическое развитие – многофакторный процесс, отражающий эволюцию хозяйственного механизма, явлений, процессов и смену на этой основе экономических систем. Развитие базируется на жизненном цикле любой материальной системы, который включает восемь взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад, крах и ликвидацию или утилизацию. Именно устойчивое развитие регионов становится основой развития экономики в целом.
Под устойчивым развитием в международной практике понимают развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В современной научной литературе выделяются три классических компонента устойчивого развития: экономика, социальная сфера и экология. Однако применительно к развивающимся приграничным регионам (учитывая необходимость их инфраструктурного и инновационного развития), можно дополнить структуру устойчивого развития инфраструктурной и инновационной составляющими. Исходя из этого, устойчивое развитие региона было определено как последовательное социально-экономическое развитие инновационного характера, при котором происходит расширение инфраструктурной базы региона и минимизируется вероятность возникновения экологического ущерба.
Для формирования устойчивого развития экономики региона необходимо создание эффективных механизмов и инструментов, таких как: гибкая система налогов, финансово-кредитная политика, использование методов государственного регулирования и поддержки, которые обеспечат активную инвестиционную и инновационную деятельность, рост объемов производства конкурентоспособной продукции, уровня доходов населения.
Рассмотрим принципы устойчивого развития территорий, которые следует учитывать при разработке механизмов в управлении устойчивым развитием приграничных регионов.
Общие принципы устойчивого развития, рекомендованные ООН всем странам и территориям, были изложены в Декларации, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Но, данные принципы, в основном, носят достаточно общий характер, поскольку в них невозможно учесть большой объем особенностей той или иной территории, но взять их за основу при разработке национальных и региональных принципов устойчивого развития представляется необходимым.
  • принцип динамической устойчивости (создание условий для социально-экономического развития при правильном выборе управленческих решений);
  • принцип сетевого взаимодействия (сетевой подход для приграничных регионов важен с точки зрения существующих устойчивых взаимосвязей как с внешними рынками товаров и услуг, так и через региональные системы хозяйствования и через внешних производителей);
  • принцип комплектности (механизм взаимоотношений между органами власти федерального центра с регионами, имеющими совместные границы с суверенными государствами, должен отличаться с учетом их особенностей и быть законодательно закреплен);
  • принцип учета стратегических интересов (в рамках приграничного сотрудничества);
  • принцип рационализации структуры экспорта и импорта товаров и услуг (стратегия региональной политики должна состоять в том, чтобы сделать экспорт более эффективным и повысить отдачу от импорта);
  • принцип интенсивного развития экономики на основе внедрения инноваций;
  • принцип гарантии качества окружающей среды;
  • принцип учета интересов будущих поколений2.
Вышеперечисленные принципы могут быть использованы при формировании механизмов и инструментов управления устойчивым развитием приграничных территорий, а также при разработке и совершенствовании компонентов системы регионального управления.
Экономическая сущность приграничных территорий заключается в возможности использования дополнительных экономических связей, отличных от тех, которые задействованы другими территориями.
Таким образом, выбирая наиболее эффективный механизм управления устойчивым развитием приграничным регионом, можно выгодно задействовать их приграничное положение, а конкретно: близость к другим иностранным рынкам; создание современной инфраструктуры, способной обеспечить реализацию инновационного потенциала.

1 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики // Приграничные регионы. М., 2006. С. 332.

2 Черная И.П. Приграничное сотрудничество как конкурентный ресурс регионов ДВФО // Региональная экономика: Теория и практика. 2007. № 7. С. 27-28.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий