ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ
РАЗВИТИЕМ
ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ
Чеботарев И.С., студент
Института управления Белгородского
государственного национального
исследовательского университета,
Россия, г. Белгород
Принципы
управления устойчивым развитием
приграничного региона.
Обеспечение
устойчивого развития приграничных
регионов в посткризисный период является
одной из важнейших задач, требующих
решения. Актуальность проблемы устойчивого
развития связана с реализацией планов
руководства страны в области повышения
уровня и качества жизни населения,
обеспечения экономического роста и
экологической стабильности, расширения
инфраструктурной базы, а также увеличения
уровня инновационной активности в
регионах.
Определение
«приграничный регион», предполагает,
что «входящая в него территория испытывает
существенное влияние государственной
границы, основными функциями которой
являются барьерная, фильтрующая,
контактная» 1.
«Приграничные регионы входят в
группу особых регионов, где острые
социально-экономические проблемы
связаны с географической или исторической
спецификой и где вследствие сложных
условий хозяйствования реализация
научно-обоснованной региональной
политики требует специальных методов
регулирования экономики».
Экономическое
развитие – многофакторный процесс,
отражающий эволюцию хозяйственного
механизма, явлений, процессов и смену
на этой основе экономических систем.
Развитие базируется на жизненном цикле
любой материальной системы, который
включает восемь взаимосвязанных этапов:
порог нечувствительности, внедрение,
рост, зрелость, насыщение, спад, крах и
ликвидацию или утилизацию. Именно
устойчивое развитие регионов становится
основой развития экономики в целом.
Под
устойчивым развитием в международной
практике понимают развитие, которое
удовлетворяет потребности настоящего
времени, но не ставит под угрозу
способность будущих поколений
удовлетворять свои собственные
потребности. В современной научной
литературе выделяются три классических
компонента устойчивого развития:
экономика, социальная сфера и экология.
Однако применительно к развивающимся
приграничным регионам (учитывая
необходимость их инфраструктурного и
инновационного развития), можно дополнить
структуру устойчивого развития
инфраструктурной и инновационной
составляющими. Исходя из этого, устойчивое
развитие региона было определено
как последовательное
социально-экономическое развитие
инновационного характера, при котором
происходит расширение инфраструктурной
базы региона и минимизируется вероятность
возникновения экологического ущерба.
Для
формирования устойчивого развития
экономики региона необходимо создание
эффективных механизмов и инструментов,
таких как: гибкая система налогов,
финансово-кредитная политика, использование
методов государственного регулирования
и поддержки, которые обеспечат активную
инвестиционную и инновационную
деятельность, рост объемов производства
конкурентоспособной продукции, уровня
доходов населения.
Рассмотрим
принципы устойчивого развития территорий,
которые следует учитывать при разработке
механизмов в управлении устойчивым
развитием приграничных регионов.
Общие
принципы устойчивого развития,
рекомендованные ООН всем странам и
территориям, были изложены в Декларации,
принятой Конференцией ООН по окружающей
среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992
г. Но, данные принципы, в основном, носят
достаточно общий характер, поскольку
в них невозможно учесть большой объем
особенностей той или иной территории,
но взять их за основу при разработке
национальных и региональных принципов
устойчивого развития представляется
необходимым.
- принцип динамической устойчивости (создание условий для социально-экономического развития при правильном выборе управленческих решений);
- принцип сетевого взаимодействия (сетевой подход для приграничных регионов важен с точки зрения существующих устойчивых взаимосвязей как с внешними рынками товаров и услуг, так и через региональные системы хозяйствования и через внешних производителей);
- принцип комплектности (механизм взаимоотношений между органами власти федерального центра с регионами, имеющими совместные границы с суверенными государствами, должен отличаться с учетом их особенностей и быть законодательно закреплен);
- принцип учета стратегических интересов (в рамках приграничного сотрудничества);
- принцип рационализации структуры экспорта и импорта товаров и услуг (стратегия региональной политики должна состоять в том, чтобы сделать экспорт более эффективным и повысить отдачу от импорта);
- принцип интенсивного развития экономики на основе внедрения инноваций;
- принцип гарантии качества окружающей среды;
- принцип учета интересов будущих поколений2.
Вышеперечисленные
принципы могут быть использованы при
формировании механизмов и инструментов
управления устойчивым развитием
приграничных территорий, а также при
разработке и совершенствовании
компонентов системы регионального
управления.
Экономическая
сущность приграничных территорий
заключается в возможности использования
дополнительных экономических связей,
отличных от тех, которые задействованы
другими территориями.
Таким
образом, выбирая наиболее эффективный
механизм управления устойчивым развитием
приграничным регионом, можно выгодно
задействовать их приграничное положение,
а конкретно: близость к другим иностранным
рынкам; создание современной инфраструктуры,
способной обеспечить реализацию
инновационного потенциала.
1
Гранберг А.Г. Основы региональной
экономики // Приграничные регионы. М.,
2006. С. 332.
2
Черная И.П. Приграничное сотрудничество
как конкурентный ресурс регионов ДВФО
// Региональная экономика: Теория и
практика. 2007. № 7. С. 27-28.
Комментариев нет:
Отправить комментарий