понедельник, 7 апреля 2014 г.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Минаева Л.А., д-р экон. наук, профессор кафедры стратегического управления
Колесникова А.А., Белгородский государственный технологический университет 
им. В.Г. Шухова, Россия, г. Белгород


Современный период развития человеческого общества характеризуется особым влиянием на него компьютерных технологий. Они проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство, то есть происходит информатизация общества.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена1.
Процессы, которые происходят в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала личности.
Использование современных информационных технологий при реализации возможностей аппарата математики, в том числе математической статистики, позволяет автоматизировать процессы обработки информации, результатов научного эксперимента, интенсифицировать применение инструментария математики в социологических исследованиях. Математизация дает возможность повысить качество принимаемых решений на всех стадиях процесса принятия решения человеком или ЭВМ за счет применения современных методов многофакторного анализа, прогнозирования, моделирования и оценки вариантов, оптимального планирования. Это позволяет перейти к разработке научно-обоснованных подходов к принятию оптимального решения в конкретной ситуации, использовать методы и средства информатики в процессе решения задач различных предметных областей2.
Дистанционное образование позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.
Обширное распространение получили такие информационные технологии, как электронные учебники и электронные энциклопедии. Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.
Одним из самых важных изобретений минувшего века стали современные носители информации. Компьютерные технологии существенно изменили характер доступа к энциклопедическим сведениям – поиск статей стал практически мгновенным, появилась возможность вставлять в статьи не только качественные фотографии, но и звуковые фрагменты, видео, анимацию.К достоинствам электронных энциклопедий и справочников относится и великолепная справочно-информационная и поисковая система, всегда присутствующая в них. Она обеспечивает быстрый поиск по ряду признаков – алфавитному, контекстному, хронологическому, географическому и т.д. Поэтому найти нужную справку, реферат, статью или рисунок гораздо проще, чем в обычной библиотеке.
Глобальная компьютерная сеть Интернет широко используется в образовательных целях. Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.
Использование Internet-технологий в образовании имеет как позитивные, так и негативные стороны.
Позитивная возможность современных Internet-технологий – возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные на разных концах земного шара. Например, вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. В перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн – лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.
Негативной же стороной использования Internet-технологий является проникновение плагиата во все научные сферы, в частности в сферу образования. Большой затраты времени, труда и знаний не требуется для того, чтобы найти в интернете готовый материал на требуемую тему, будь то реферат, курсовая работа и даже дипломный проект. Следует заметить, что даже некоторые докторские и кандидатские работы были написаны с использованием чужих материалов. В феврале 2013 года решением Высшей аттестационной комиссией министерства образования авторы этих работ были лишены своих ученых степеней 3.
Процесс информатизации общего образования позволяет дополнить многообразие традиционных методик обучения новыми информационными развивающими педагогическими технологиями.
Среди основных проблем информационного общества важными являются те, которые относятся к философско-образовательным основам стратегии развития образования в России, в том числе проблемы, связанные с информатизацией и компьютеризацией образовательного процесса, формированием информационной культуры личности.
В программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту4.
Для решения этой задачи в образовании необходим педагог, владеющий целостной информационной культурой, реализующий обучение, развитие и воспитание новых членов информационного общества.

1Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2008. 159 с.
2 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2009. 348 с.
3Официальный сайт Высшей аттестационной комиссии министерства образовании и науки РФ URL:http://vak.ed.gov.ru/ru/news/index.php?id54=681 (Дата обращения:25.03.2014)

4Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. М., 2004. 251 с. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий