понедельник, 7 апреля 2014 г.

НОВЫЕ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Тебекин С.В., магистрант Института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Время, прошедшее после распада СССР показало неопределенность развития стран, возникших на бывшем советском пространстве. Острые проблемы новых государств связаны с преобразованием административных границ в межгосударственные. Экономическое и политическое разобщение стран сопровождалось их социально-экономической поляризацией. Формирование новых межгосударственных границ неизбежно влечет за собой геополитические и геоэкономические последствия, масштабы которых, в свою очередь, зависят от хода и перспектив регионального сотрудничества на двух– и многосторонней основе.

Государственные границы влияют на развитие приграничных регионов и страны в целом через свои фундаментальные свойства – барьерность и контактность1. Обособляясь от внешнего мира границами, государство посредством таможенных и визовых барьеров защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию. Кроме того, через барьерность границ государство защищает национальную безопасность.
Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации.
Она обусловлена: 1) степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами; 2) развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и другие структуры по содействию развитию международных экономических и гуманитарных контактов, консалтинговые и посреднические компании и др.); 3) уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.); 4) уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях.
Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. По сути дела, эти противоречия можно свести к проблеме соотношения однородности и различий (континуальности и дискретности) в динамике мирового пространства, в которой ключевую роль играют государственные границы и приграничные территории.
На однородном пространстве (в правовом, таможенном, денежном смысле) в рамках интеграционных группировок приграничное сотрудничество осуществляется на основе принципа национального режима, то есть нерезиденты действуют по тем же правилам и нормам, что и резиденты. Приграничное сотрудничество в условиях «исчезающих» государственных границ практически тождественно с межрегиональным сотрудничеством в форме ассоциаций регионов или еврорегионов. Формирование внутри группировки единого экономического и правового пространства в сочетании с принципом субсидиарности2 позволяет резко расширить сферу приграничного сотрудничества.
Движущей силой этого сотрудничества, выступает экономико-правовая однородность при культурной, ресурсной, позиционной и структурной взаимодополняемости и его главной задачей является повышение конкурентоспособности приграничных регионов в глобальной экономике.
Особое значение проблематика границ и приграничных районов имеет для России, имеющей громадный пограничный периметр. Протяженность ее государственных границ равняется 60933 км, в том числе 38808 км морских и 22125 км континентальных. Значительную часть периметра составляют границы с бывшими союзными республиками. Их общая протяженность составляет 13358 км, в том числе с Казахстаном – 7599 км, Украиной – 2246 км, Белоруссией – 1239 км, Грузией – 899 км, Азербайджаном – 350 км и странами Балтии – 1025 км. На новые границы приходится 60,4% общей протяженности континентальных границ России. Из общей протяженности взаимных границ стран СНГ и Балтии – 26,3 тыс. км, на границы с Россией приходится более 50%.
В настоящее время осуществляется международно-правовое оформление новых границ3. В ходе делимитации и демаркации границ появляются пограничные споры и конфликты, которые для своего устранения потребуют от соседних стран значительных усилий. Об этом, в частности, свидетельствуют большие трудности в разграничении Каспийского моря. Спорные участки имеются на российско-украинской границе (Керченский пролив, участки проходящие через населенные пункты), российско-грузинской и российско-казахстанской границах. Контактность границ определяется как внутренними законодательными актами, так и международными соглашениями.
Опыт либерализации внешнеэкономических связей показал, что отладка контактно-барьерного механизма включения России в мирохозяйственные связи в условиях глобализации экономики и регионализации международных экономических отношений требует длительной, кропотливой работы. Шоковое открытие страны в начале 1992 г. в дальнейшем потребовало создания правовых механизмов защиты национальных производителей, рынка труда, финансового рынка, валютных резервов, инструментов борьбы с криминалитетом, паразитирующим на неотработанности законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность и, в частности, со странами СНГ.
Другая важная составляющая контактности – пограничная инфраструктура. За годы суверенного существования России на новых границах были создана таможенная и пограничная инфраструктура, увеличено количество пограничных пунктов пропуска. Вместе с тем, большая часть нового пограничного периметра остается прозрачной, что создает для России и других стран СНГ значительные внешние угрозы.
Таким образом, при соприкосновении разнородных (с точки зрения уровня развития, различий во внутренних ценах, открытости экономики, компетенций региональных властей, проводимой экономической политики и т.д.) пространств, сфера приграничного сотрудничества значительна уже. Она основывается на межгосударственных соглашениях, на соглашениях приграничных регионов соседних стран в рамках компетенций их властей на предоставлении отдельными государствами особых режимов для некоторых своих приграничных территорий («Макиладорес» в Мексике, зона "Янтарь" в Калининградской области РФ и т.п.). Главной движущей силой приграничного сотрудничества в этом случае выступают собственно различия соприкасающихся стран. Причем в его структуре важную роль занимает компонент безопасности этих стран. По мере сближения показателей экономического и социального развития, национальных правовых систем изменяется и структура приграничного сотрудничества.

1 Вардомский Л.Б, Голицина И.И, Самбурова Е.Н. Государственные границы и региональное развитие: полит-географический аспект. – Политическая география: современное состояние и пути развития. М., 2008, С. 35 – 46.
2 Принцип субсидиарности предполагает передачу управленческих полномочий на тот уровень, на котором они могут осуществляться с наибольшим социальным и экономическим эффектом. URL: http://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 15.05.2013).

3 Колосов В.А., Криндач А.Д. Российско-украинское порубежье (южный участок): идентичность и современная ситуация. Вестник научной информации "Реформы – вчера, сегодня, завтра", № 11-12. "Приграничные районы, приграничное сотрудничество". М., 2012, C. 108.

Комментариев нет:

Отправить комментарий