понедельник, 7 апреля 2014 г.

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ РОССИИ,
БЕЛАРУСИ И УКРАИНЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Петимко А.М., канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга
Солодовник К.А. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова, Россия, г. Белгород

Белорусско-российско-украинское пограничье (БРУП) сопоставимо по размеру экономики с некоторыми странами мира. «Ядро» этой территории – 20 регионов (БРУП-20), которые имеют общую сухопутную границу. Их суммарный ВРП по паритету покупательской способности (ППС) в 2013 году составил $302 млрд. К этой территории примыкают еще семь регионов, которые по разным причинам (общие морские границы, анклавное положение в собственно пограничных регионах) можно включать в «большое» российско-украинско-белорусское пограничье (БРУП-27). Суммарный ВРП БРУП-27 по ППС превышает $460 млрд, что существенно выше аналогичного показателя Украины ($330 млрд) или Румынии ($342 млрд).

Регионы БРУП сильно различаются по демографическому потенциалу, величине и структуре экономики, уровню социально-экономического развития и его темпам. Наиболее плотно заселены южные регионы. Различия в плотности населения приграничья обусловлены природными и историческими факторами, но особенно – уровнем урбанизации. Во всех регионах, кроме трех западных областей Украины и Краснодарского края, горожан больше 60%. В Запорожской, Могилевской, Харьковской областях, Киевском регионе, Луганской и Донецкой областях доля городского населения превышает 90%.
В пограничье расположены все три крупнейшие агломерации Украины – Киевская (более 4 млн жителей), Харьковская и Донецкая (по 2 млн). В Донбассе сложилась крупнейшая конурбационная система, объединяющая Донецкую и другие агломерации востока Украины с населением 6.7 млн человек. Российская часть Донбасса ныне отрезана от украинской государственной границей и образует приграничную Ростово-Шахтинскую полицентрическую агломерацию (около 3 млн человек). В общей сложности Донецко-Азовская трансграничная агломерационная система, насчитывающая около 10 млн. человек, – вторая после Московской на постсоветском пространстве. Еще одна трансграничная агломерация в БРУП – Харьковско-Белгородская (около 3 млн человек).1
Чтобы выявить МФР областного уровня, воспользуемся коэффициентом экономической связности (КЭС), который определяется как доля стоимостных объемов взаимных торговых связей пар приграничных регионов в % к суммарному ВРП (ППС) данных регионов, умноженная на 100 (см. таблицу).
Таблица
Коэффициент экономической связанности (КЭС) между парами
соседних регионов БРУП,2010–2013 годы
Регионы-партнеры
2010
2011
2012
2013
2013 к 2010 п.п.
Витебская – Псковская
11.4
8
13.8
15.8
4.4
Витебская – Смоленская
72
63.7
85.6
108.2
36.2
Могилевская -Смоленская
50.4
50.9
85.8
72.9
22.5
Могилевская – Брянская
16.9
13
15.7
22.6
5.7
Гомельская – Брянская
60.4
107
105.2
122.2
61.8
Гомельская – Черниговская
18.9
10.4
13.3
24.6
5.7
Гомельская – Киевская
10.7
7.1
6
6.3
-4.4
Гомельская – Киев
13.1
10.2
9.2
14.3
1.2
Гомельская – Киев и Киевская обл.
14.5
11
9.8
14
-0.5
Гомельская – Житомирская
4
11.3
6.1
6.6
2.6
Гомельская – Ровенская
7.7
4.6
5.4
4.4
-3.3
Брестская – Ровенская
4.5
3
4.4
5.5
1
Брестская – Волынская
18.3
7.2
9.3
10.4
-7.9
Брянская – Черниговская
4.3
3.5
4.7
4.3
0.0
Брянская – Сумская
2.4
2.6
0.3
0.9
-1.5
Курская – Сумская
16.3
19.7
23.1
24.1
7.8
Белгородская – Харьковская
73.9
89.2
78.6
Воронежская – Луганская
9.5
8.6
8.9
17.9
8.4
Ростовская – Луганская
119.4
21.4
29.4
38.9
-80.5
Ростовская – Донецкая
75
33.7
79.3
116.1
41.1

Примечание: чем выше КЭС, тем сильнее взаимозависимость экономик приграничных регионов.
Источники: составлено и рассчитано по данным Белстата, Госстата Украины, Росстата и ФТС России, а также таможенных служб России и Украины.2
Наиболее динамично такие регионы формируются на белорусско-российском приграничье. Значения КЭС у пар Витебская – Смоленская и Могилевская – Смоленская области за 2008–2011 годы увеличилось соответственно с 72 до 108 и с 50 до 73. Это существенно больше, чем у большинства других пар регионов БРУП. Довольно интенсивные межрегиональные связи и их рост в отношении к общему ВРП свидетельствует о том, что хозяйство трех областей носит все более взаимодополняющий характер.
Еще динамичнее растут связи между Брянской и Гомельской областями, КЭС которых за 2008–2011 годы вырос с 60 до 122. При этом показатель КЭС в паре Брянская область – Могилевская область невелик и вырос незначительно – с 17 до 23. Еще ниже связность Витебской и Псковской областей: в 2008 году – 11, в 2011-м – 16. Это объясняется тем, что северная часть Псковской области тяготеет к странам Балтии, а южная часть с центром в Великих Луках не располагает значительным экономическим потенциалом.
Таким образом, в белорусско-российском приграничье формируются два комплексных МФР – Верхнеднепровский и Брянско-Гомельский, в основе которых – растущие промышленные и торгово-сбытовые связи. Их формированию способствуют положение на международных транспортных коридорах, отсутствие таможенного и пограничного контроля, деятельность СЭЗ в Витебске, Гомеле и Могилеве, развитие товаропроводящих сетей, а также благоприятные территориально-структурные условия. Для этой части БРУП характерно сравнительно равномерное распределение производственного потенциала между ведущими региональными центрами, образующими регулярную сетевую структуру. Высокая плотность центров разного уровня при широком промышленном профиле способствует развитию производственных связей по разным направлениям на основе аутсорсинга, развития внутриотраслевой кооперации и специализации.
Регионы белорусско-украинского участка БРУП экономически связаны значительно слабее, чем белорусско-российские: показатель КЭС колеблется от 4 между Ровенской и Гомельской областями до 25 между Гомельской и Черниговской областями. Причем у большинства пар за 2008–2011 годы произошло снижение показателя. Это означает, что на данном участке приграничья не происходит формирования в необходимых объемах новых межрегиональных хозяйственных связей. В институциональном плане это объясняется одновременным действием таможенных ограничений и административными барьерами для украинских инвестиций. В структурном отношении низкий уровень КЭС обусловлен слабым уровнем экономического потенциала большинства украинских приграничных регионов, высокой долей аграрного сектора, а также тем, что пространство белорусско-украинской границы из-за высокой лесистости и заболоченности Полесской низменности менее контактно в транспортном отношении.
Можно говорить лишь о начале формирования комплексного МФР в составе Гомельской и Черниговской областей (Приднепровский регион). Следует отметить, что Брестская и Волынская области по соотношению ВРП и барьерности границ – аналоги Гомельской и Черниговской областей, но связанность их экономик существенно меньше: показатель КЭС в 2011 году составил всего 10, притом что в 2008-м он равнялся 18. Тем не менее эти области составляют МФР транзитно-логистического типа (Полесский регион), обслуживающий торговые связи республик СНГ и ТС – ЕЭП со странами ЕС.
Российско-украинское пограничье является наиболее перспективным участком БРУП с точки зрения региональной самоорганизации. На этой территории расположено свыше 15 крупных промышленных центров и несколько десятков средних, характеризующихся высоким уровнем отраслевой диверсификации и устойчивыми кооперационными связями предприятий. Важным фактором развития сотрудничества выступает территориальная близость крупных промышленных агломераций (например, Харькова и Белгорода или производственных центров Донецкого бассейна по обеим сторонам границы).
Пространство между опорными производственными узлами средней части российско-украинского пограничья (Белгород, Воронеж, Курск/Сумы, Харьков) имеет густую сеть небольших городов, на основе которых может происходить новая «индустриализация». Транспортная сеть характеризуется высокой разветвленностью, наличием не только магистральных, но и второстепенных железных и автомобильных дорог. Социальные и культурно-исторические факторы играют важную роль в развитии интеграционных процессов в приграничных областях России и Украины. Высокая степень диверсификации отраслевой и территориальной структуры хозяйства российско-украинского пограничья позволяет формироваться МФР с разными отраслевыми сочетаниями.
Тем не менее регионы, составляющие российско-украинскую часть БРУП, характеризуются большими различиями в величинах КЭС: они колеблются от 1 (в случае Брянской и Сумской областей) до 116 в Донецко-Ростовском приграничном регионе. Однако преимущественно наблюдался рост значений КЭС.
В этой части приграничья было выделено два комплексных МФР. Донецкий район (Донецкая, Луганская и Ростовская области) – самый мощный район в БРУП с общим ВРП в 2011 году около $100 млрд. Области связывают тесные торгово-производственные связи в разных отраслях промышленности. Они играют важную роль в сообщении республик СНГ со странами Южного Кавказа и Центральной Азии, а через азовские порты – в сообщении с третьими странами. Их объединяет общность проблем модернизации промышленности и состояния окружающей среды.
Слобожанский район (Белгородская, Воронежская и Харьковская области) характеризуется высоким уровнем машиностроения. Сохраняются кооперационные связи в авиастроении, других высокотехнологичных отраслях. К отраслям, которые могут быть представлены в МФР, относятся высокотехнологичное машиностроение, промышленность стройматериалов, пищевая промышленность, сфера услуг. Регион характеризуется тесными связями и развитостью вузов и научных организаций. Высок потенциал сотрудничества в инновационной сфере. Высока его роль в российско-украинской торговле. КЭС Белгородской и Харьковской областей в 2011 году составил 79. Не исключена целесообразность отнесения к Слобожанскому району Курской и Сумской областей, обладающих заметным образовательно-инновационным потенциалом.
При небольших величинах КЭС Брянской области с Сумской и Черниговской областями этот приграничный регион играет важную роль в транспортных связях России и Украины. Поэтому мы его квалифицируем как Придеснянский МФР транспортно-логистического типа. Имеются предпосылки для формирования МФР такого же типа на берегах Азовского моря в составе Донецкой, Запорожской, Херсонской областей, Республики Крым, Краснодарского края и Ростовской области – Приазовский функциональный регион. Помимо транспортно-логистических услуг в районе должны согласованно развиваться курортно-туристические зоны и осуществляться природоохранные мероприятия.
На микроуровне формирование МФР становится результатом сложения усилий компаний, стремящихся использовать фактор соседства для наращивания бизнеса и консолидации производственных активов, его оптимизации на основе различий между национальными пространствами в цене факторов производства и условиях ведения бизнеса, для получения более надежного доступа на рынок соседней страны. В белорусско-российском пограничье ведущую роль в формировании МФР играет политика руководства Беларуси по наращиванию антиимпортного и экспортного производства, в российско-украинском – частный капитал.3
1 Арефьев А., Гоблик В. Сотрудничество России и Украины в области образования. М., 2012.
2 Інститут стратегічних оцінок Україна і Митний союз: проблеми інтеграції. Київ, 2013.

33 ЦИИ ЕАБР Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ. Доклад № 15. СПб., 2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий