понедельник, 7 апреля 2014 г.

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Куликова О.В., канд. психол. наук, доцент кафедры управления персоналом, Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

С переходом на инновационную модель развития стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение нового качества подготовки специалистов для инновационной экономики, а также формирование мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования. 

Для реализации этой цели Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» определены приоритетные задачи модернизации в сфере профессионального образования1, включая:
  1. модернизацию структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности,
  2. модернизацию содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения,
  3. формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций по запросам населения и по заказу компаний,
  4. формирование институциональной структуры профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей конкурентоспособные университеты2.
Развитие инновационной экономики, основанной на генерации, распространении и использовании знаний, потребовало качественного скачка в научно-образовательном секторе высшей школы России, направлениями инновационного развития которого являются:
– формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов,
– развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности.
Необходимым условием наращивания исследовательских компетенций ведущих вузов, генерации ими прикладных идей и разработок стало создание сети качественно новых научно-исследовательских университетов и федеральных вузов как интегрированных структур, совмещающих в себе образовательную и научно-инновационную деятельность. В условиях сохранившейся межрегиональной дифференциации по уровню соответствия инфраструктуры российских вузов современным требованиям инновационной экономики одним из приоритетов образовательной политики является выравнивание научно-образовательного потенциала субъектов Российской Федерации и развитие ведущих университетов во всех федеральных округах, поскольку регионам отводится решающая роль в модернизации российской высшей школы, направленной на инновационное развитие образования.
Новые подходы к обеспечению инновационного потенциала развития высшего образования реализуются при формировании инновационной модели высшего образования в федеральных университетах, национальных исследовательских университетах, в ведущих региональных вузах.
Особенностями создаваемой инновационной модели высшего профессионального образования, построенной на интеграции науки, образования и производства являются:
– освоение студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики,
– превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем,
– реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность,
– тесное сотрудничество с реальным сектором экономики как в поисках заказов, так и в поисках фундаментальной тематики,
– организация внедренческих зон и создание инновационных предприятий3.
Формы интеграции вузов с наукой и базовыми производственными предприятиями обеспечивают необходимый ресурсный потенциал для современного инновационного образования и адаптации его к требованиям реальной экономики.
Новая модель профессионального образования ориентирована на внедрение инноваций в учебный процесс, на результативность научно-исследовательской деятельности как главного фактора обеспечения качественной подготовки выпускников вузов. Качество подготовки тесно взаимосвязано с развитием вузовской науки и с привлечением студентов к проводимым фундаментальным и прикладным исследованиям и разработкам, так как без участия в научных исследованиях невозможна современная подготовка кадров для производства инноваций. Формирование федеральных университетов повышает ресурсный потенциал инновационного развития вузовской науки, что способствует встраиванию научных исследований в образовательный процесс. Создаются новые организационные формы научно-исследовательской работы студентов с привлечением их к проводимым инновационным исследованиям и разработкам, что обеспечивает сочетание теории с практикой, соответственно, повышает качество подготовки выпускников4.
В этой связи развитие инновационного образования требует существенного повышения уровня вузовской науки и обеспечения ее связи с экономикой за счет формирования инновационной инфраструктуры. Это предусматривает развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе государственных научных центров, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов, создание венчурных и других внебюджетных фондов для поддержки научно-технической и инновационной деятельности вузов.
Задача государства состоит в создании инфраструктурных предпосылок для инновационного развития вузов, что предусматривается финансированием в рамках федеральных целевых программ.
Для реализации поставленной задачи технологической модернизации осуществляется господдержка развития кооперации вузов и производственных предприятий, развития научной и образовательной деятельности в вузах, стимулирования использования производственными предприятиями потенциала вузов для развития наукоемкого производства и стимулирования инновационной деятельности в экономике5.
Взаимодействие университетов с реальным сектором экономики и академической наукой в программах развития вузов направлено на усиление роли инновационной компоненты. В соответствии с этим университеты заключают договоры с ведущими российскими вузами, с иностранными вузами, с институтами РАН на проведение совместных НИОКР и исследовательских работ. Таким образом, положительным результатом создания университетов нового типа является то, что вокруг образовательных учреждений формируется инновационная среда.
За последние годы в вузовской науке образовался разрыв между научными разработками и их внедрением из-за отсутствия эффективной взаимосвязи в научно-производственных цепочках на стыке образования, науки и бизнеса. На основе развития государственно-частного партнерства создаются технологические платформы, в рамках которых наука, государство, бизнес-структуры и потребители вырабатывают общее видение перспектив технологического развития отрасли, создания коммерческих технологий, программу научных исследований и инновационных разработок, привлечения ресурсов для их проведения. Взаимодействие осуществляется в рамках совместных исследовательских проектов. В структуре вузов создаются группы, которые непосредственно занимаются исследованиями в области технологического развития, научно-технического прогнозирования, являются ресурсными центрами для предприятий отраслей экономики, осуществляют консалтинговую и информационно-аналитическую деятельность. Совместно с академическими институтами и промышленными компаниями вузы развивают исследовательскую инфраструктуру, в том числе центры коллективного пользования, центры трансфера технологий, малые инновационные предприятия6.
В регионах с высокой концентрацией инновационного потенциала, включающего академгородки, технополисы, особые экономические зоны, формируется инфраструктура инновационной системы. Вместе с тем, создаваемые инновационные научно-образовательные центры приобретают значение опорных вузов развития региональной экономики, обеспечивающих специализированную профессиональную подготовку, практическое значение имеет усиление связи профессиональной подготовки с потребностями реальной экономики и рынка труда.
При формировании инновационных вузов как научно-образовательных комплексов упор делается на профессиональные навыки и компетентностный подход. Специфика организации образовательного процесса в инновационных вузах обеспечивает возможность формирования профессиональных компетенций выпускников совместно с потребителями образовательных услуг, то есть достигается реальная возможность получить профессиональные умения и навыки. Однако, компетентностный подход требует дополнительного ресурсного потенциала, новых методов обучения, реформирования учебных планов, программ, специально разработанных в соответствии с запросами компаний по обновлению знаний и навыков, необходимых для инновационной деятельности персонала. Это успешно реализуется инновационными вузами, поскольку интеграция образовательного учреждения с наукой и базовыми производственными предприятиями обеспечивает необходимый ресурсный потенциал для реализации компетентностного подхода, в результате которого при формировании необходимых компетенций, профессиональных навыков возможна корректировка содержания программ обучения7. Смещение на компетентностный подход является одним из способов достижения нового качества высшего образования, обеспечивающего подготовку специалистов, ориентированных на решение реальных задач в процессе трудовой деятельности.
С целью повышения качества профессионального образования при реализации образовательных программ, диктуемых требованиями рынка труда, необходим механизм взаимодействия высших учебных заведений с работодателями. В результате их взаимодействия обеспечивается участие работодателей непосредственно в согласовании образовательных программ подготовки специалистов, в том числе бакалавров и магистров. Эта практика получила законодательное закрепление.
Федеральным и национальным исследовательским университетам предоставлено право реализации образовательных программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых самостоятельно. В условиях интеграции федеральных университетов с наукой и производством это преимущество в организации образовательного процесса создает возможность для реализации инновационных образовательных программ, построенных на основе компетентностного подхода при формировании квалификаций выпускников, а также с учетом требований рынка труда.
Формируемая инновационная модель высшего профессионального образования предусматривает реструктуризацию высшего образования, ориентированную на развитие сектора исследований и инновационных разработок в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями. Положительной тенденцией формирования инновационного потенциала высшего образования является то, что современные университеты, создавая научно-образовательные центры, включаются в национальную инновационную систему, чтобы участвовать в инновационном развитии экономики, стать ядром интегрированных научно-образовательных комплексов, выполняя значительную долю фундаментальных и прикладных исследований.

1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №2227-р)
2 Егоров Е.В. Государственная научно-инновационная политика в РФ и высшей школе// Инновационное развитие высшей школы России: монография. М., 2010. 215 с.
3 Егоров Е.В., Карев С.А. Направления инновационного развития высшей школы России. – Вестник Башкирского института социальных технологий, 2009. № 2. С. 7-16.
4 Проблемы модернизации высшего образования в России: монография. М., 2010. 292 с.
5 Дубынина Г.И. Методические основы формирования государственной инновационной политики // Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение. М., 2009.
6 Инновационное развитие сферы услуг: учебное пособие / Под ред. Е.В. Егорова, Т.Б. Беляевой. – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010. – 280 с.

7 Хасия Т. В. Компетентностный подход: инновации и традиции в образовании современного педагога // Актуальные задачи педагогики. 2011. С. 237-240.

Комментариев нет:

Отправить комментарий