понедельник, 7 апреля 2014 г.

ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА

Буковцова Н. А. студентка Института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета Россия, г. Белгород

Главным ориентиром в работе учреждений социальной защиты населения
г. Белгорода является Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области, Стратегия развития города Белгорода до 2025 года. Одна из приоритетных задач органов социальной защиты населения – укрепление социальной стабильности,
обеспечение благополучия жителей города.

Усиление адресной социальной поддержки нуждающихся граждан, создание условий для реабилитации инвалидов, доступность социальных услуг, повышение качества социального обслуживания, создание условий для рождения и воспитания детей, для самореализации граждан пожилого возраста – основные направления в деятельности учреждений.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан города осуществляют управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода и 4 муниципальных бюджетных учреждения: «Центр социальных выплат», «Комплексный центр социального обслуживания населения», «Городской центр реабилитации для престарелых и инвалидов», «Центр социальной помощи семье и детям».
Социальные услуги населению города предоставляют 687 работников отрасли. Особая роль в деятельности муниципальных учреждений социального обслуживания населения города Белгорода отводится социальной работе с семьёй и пожилыми гражданами. Это позволило создать в городе комплексную систему по оказанию мер социальной поддержки граждан по самым различным направлениям – от выплаты пособия при рождении ребенка до предоставления социальных услуг пожилым людям. Для повышения уровня комфорта и в целях сокращения административных процедур оказания услуг населению в 2009 году внедрена система «Электронной очереди», которая позволила увеличить пропускную способность кабинетов по обслуживанию посетителей, улучшить условия труда сотрудников, непосредственно оказывающих процесс обслуживания граждан. Также ряд услуг для удобства горожан оказываются в МФЦ. В целях приближения услуг к месту жительства консультации по вопросам социальной защиты населения граждане получают в информационно – консультативном центре управления социальной защиты населения, который оснащен многоканальной линией. В городе функционируют многопрофильные социальные информационно-консультативные пункты в южном и северном микрорайонах. В информационно – консультативный центр управления социальной защиты населения поступило 3845 звонков, в том числе по вопросам социального обслуживания населения – 2921.
В городе реализуется ряд дополнительных социальных программ:
– городская целевая программа «Социальная поддержка отдельных категорий населения на 2012-2016 годы» с подпрограммами:
«Дети-сироты»;
«Доступная среда»;
– «Инвалиды и пенсионеры»;
– «Семья с несовершеннолетними детьми»;
– «Дети-инвалиды».
– городская программа «Активное долголетие на 2011 – 2015 годы»;
– городская программа «Пожизненное содержание одиноких престарелых граждан».
В г. Белгороде создана комплексная система по оказанию адресной помощи многодетным и неполным семьям, семьям с детьми – инвалидами, ветеранам, инвалидам, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. С 2007 года отработан четкий механизм оказания периодической помощи только нетрудоспособным членам семьи: детям, пенсионерам, инвалидам. Серьезное внимание уделяется сведениям о доходах граждан, обратившихся за оказанием помощи. Отличительной особенностью оказания адресной помощи в Белгороде является ее исключительная адресность. Что позволило усилить социальную защищенность семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, пенсионеров и инвалидов, улучшить качество обслуживания. И, в определенной мере, оказать положительное влияние на снижение доли малообеспеченного населения,
Работа с семьей в городе Белгороде поставлена сегодня на качественно новый уровень. Основной задачей является разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи в решении сложных проблем. В городе реализуется проект «Предоставление арендного жилья многодетным семьям на льготных условиях для ведения строительства домов», в рамках которого восьми многодетным семьям, ведущим самостоятельно строительство индивидуальных жилых домов и проживающим на съемной квартире, выделено арендное жилье в микрорайоне «Восточный» сроком на три года.
Начато строительство 3 домов ООО «Новостройзаказчик». В настоящее время заказчиком проводятся работы по межеванию участков и техническая инвентаризация возведенных коробок зданий, в рамках реализации проекта «2+2+3» Стимулирование молодых семей, имеющих двоих детей, на рождение еще троих детей
В каждом из 27 округов работают два специалиста по социальной работе: с семьей, имеющей несовершеннолетних детей и с пожилыми гражданами. Создаётся банк данных на эти категории.
Определены приоритеты по работе с семьёй: паспортизация семей города в целях раннего выявления неблагополучия семьи. Данные о семьях внесены в базу данных, проведен патронаж 2813 семей, реализуются 52 индивидуальных программы для детей – инвалидов, заключено соглашение о сотрудничестве с областным центром медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в с. Веселая Лопань. Функционируют клубы «Алые паруса», «В гостях у Сказки», «Улыбка», «Музей и семья».
Проведены мероприятия:
– «День именинника»;
– «Я – принцесса»;
– «Прощание с Масленицей».
Организованы мастер-классы.
Внедрена комплексная система профилактической, экстренной и реабилитационной работы с семьями (выявление и дифференцированный учет семей, нуждающихся в поддержке) и прогнозирование практической помощи социально неблагополучным семьям. В целом работа с семьей в текущем году направлена на совершенствование и внедрение новых форм работы с семьей.
Данные о семьях вносятся в базу данных.
По состоянию на 01.01.2013 года в городе проживают 116101 пенсионеров и инвалидов, в т.ч.:
– одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов – 603 чел.;
– одиноко проживающих пенсионеров – 5020 чел.;
– инвалидов колясочников – 831 чел.
На обслуживании на дому в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» состоят:

на бесплатной основе
на условиях частичной оплаты
на условиях полной оплаты
ИТОГО
В 8 отделениях социального обслуживания на дому
1
10
1743
1754
В 2-х социально медицинских отделениях
-
-
125
125
Всего

1
10
1868
1879

Особое внимание уделяется организации работы с инвалидами и пожилыми людьми, которая ведется по трем основным направлениям:
-социальное обслуживание на дому одиноких и престарелых граждан,
– социально – медицинская и социально – культурная реабилитация пенсионеров и инвалидов,
– повышение общественной активности граждан пожилого возраста – курс на «активное долголетие».
Для людей с ограниченными возможностями в г. Белгороде реализуется ряд социальных программ, направленных на повышение качества жизни. Развивается система услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
В городе открыт социальный пункт проката технических средств реабилитации инвалидов: коляски, трости, ходунки можно взять на короткое время или на длительный срок за незначительную плату.
Наряду с традиционными формами обслуживания на дому в Белгороде внедрены инновационные технологии социальной работы с жителями пожилого возраста. С 2007 года на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» реализуется городская целевая программа «Пожизненное содержание одиноких и престарелых граждан», которая позволяет создать необходимые условия социального и экономического обслуживания одиноких престарелых жителей города, защитить их от обмана, незаконного отчуждения их жилья и имущества. В настоящее время по программе обслуживаются 9 человек, но уже составлен конкретный план, в соответствии с которым в 2013 году планируется заключение еще 2 договоров.
Эффективно работает отделение оказания платных индивидуальных услуг.
В 2013 году заключено 35 договоров на оказание услуг по уходу за гражданами, неспособными постоянно или временно осуществлять самообслуживание.
В отделении социально-культурной реабилитации инвалидов и пенсионеров осуществляется патронаж и реабилитация инвалидов, находящихся на учете в отделении. В решения социальных вопросов по улучшению качества жизни горожан большую роль играют инновационные направления: развитие добровольческого движения и как результат – в 2009, 2011 годах 1-е место в номинации «Добровольчество в государственных и муниципальных социальных учреждениях» четвертого конкурса Национальной общественной награды в области добровольчества.
МБУ «Городской центр реабилитации для престарелых и инвалидов» проводит реабилитационные мероприятия социального, психологического и лечебно – оздоровительного характера, направленные на возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
В первом квартале 2013 года в Центре оздоровилось и отдохнуло 167 человек, в отделении круглосуточного пребывания – 131 человек, в отделении дневного пребывания 36 человек.
Для более эффективного осуществления лечебного процесса дополнительно приобретены аппарат «Милта», массажёр стимулятор, медицинский массажный стол, аппарат ультразвуковой. В 2009 году для лечения функционального заболевания нервной и костно-мышечной систем внедрены новые процедуры, такие как валерьяновые ванны, дэарсенваль-расческа, вихревые ванны для ног.
В учреждении комплексно осуществляются реабилитационные мероприятия: наряду с лечебно – оздоровительными мероприятиями организован активный отдых и досуг – знакомство с историей и культурой края, посещение музеев, экскурсии. Также предоставляются услуги психолога, парикмахера.
Среди проблем, которые ставит жизнь ежедневно перед пожилыми людьми, основной все – таки нужно считать социальную адаптацию и интеграцию в общество. В городе среди этой категории активно внедряется технология здорового образа жизни. Духовная сторона жизни граждан пенсионного возраста города в последнее время в определенной мере стала превосходить материальную составляющую. Шестой год при управлении социальной защиты населения работает Университет «третьего возраста», где пожилые обучаются навыкам адаптации, компьютерной грамотности, осваивают интернет, изучают английский язык. Для 500 пенсионеров-активистов на базе оздоровительных лагерей проводится Декада под девизом «Активная старость-путь к долголетию», организована работа Школы общественной активности. В 27 округах города создано 27 Активов пожилых микрорайонов, члены которых входят в Совет территорий, являются руководителями ТОСов, уличкомами, старшими домов и т.д. В прошедшем году более 33 тыс. пенсионеров и инвалидов приняли участие в общегородских мероприятиях к праздничным и знаменательным датам, в мероприятиях по месту жительства.
Большая работа ведется по информированию населения. В средствах массовой информации было опубликовано 128 материалов, подготовленных учреждениями социальной защиты населения, в том числе:
– в печатных изданиях – 39;
– теле-радио компаниях – 36;
– информационные агентства –53.
В целом деятельность работы социальных служб города очень разносторонняя. Создана комплексная система социальной защиты населения, способствующая повышению уровня жизни горожан. Основным приоритетом работы управления и муниципальных учреждений социального обслуживания является качественное предоставление гражданам города социальных услуг в виде пособий, выплат, субсидий, адресной помощи, социально – бытовых, социально – медицинских и др. услуг, а также повышение социальной активности горожан. Считаю необходимым скоординировать в будущем усилия на внедрении нового универсального программного обеспечения, дающего возможность получать одновременно информацию по всем выплатам для каждого домовладения (квартиры). Перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам позволит в значительной степени сократить социальную и экономическую бедность, в первую очередь минимизировать крайнюю бедность. Все это позволит усилить адресный подход к оказанию различных видов социальных услуг, приблизить их к месту проживания. Возможное расширение перечня платных видов услуг для населения (дифференцированный подход по отдельным категориям) увеличит % охвата населения социальными услугами.

Для льготной категории граждан, например, внедрение социальной карты позволит создать единый социальный регистр граждан с функциями начисления всех видов денежных выплат и компенсаций: банковское приложение – зачисление и расходование денежных средств, электронный проездной (транспортное приложение) – для учета предоставления льгот на транспорте, медицинский полис – учет и автоматические расчеты за оказанные услуги медицинского характера, система Лояльности – учет и предоставление скидок в торгово – сервисных предприятиях. Все это позволит повысить качество и культуру обслуживания граждан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий