понедельник, 7 апреля 2014 г.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ:
К ПРОБЛЕМЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ФЕНМЕНА

Бабинцев В.П., д-р филос. наук, проф. Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород
Бухтоярова М.А., аспирант кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Проблема социальной идентичности и тесно связанной с нею социальной идентификации довольно глубоко исследована в зарубежной и отечественной литературе, что дает некоторым исследователям основание утверждать о становления новой отрасли знания – социологии идентичности, перспективы развития которой «связаны с одной из главных социологических задач – изучением социальной стратификации»2.


Особое значение проблема приобретает в границах постсоветского пространства, в которых не только складываются новые геополитические, но и культурно-цивилизационные реалии. В этой связи крайне важно определить принципиальные позиции в отношении того, что такое идентичность в современных условиях, каковы ее виды.
В научных исследованиях довольно часто имеет место отождествление различных видов идентичности, что выступает предметом дискуссий. Так понятием «социальная идентичность» определяют групповую или организационную идентичность, что, по мнению некоторых авторов, недостаточно корректно3.
На наш взгляд, понятие «социальная идентичность» является наиболее широким по сравнению с широким классом понятий, характеризующих феномен отождествления личности с социальными референтами различного уровня. Объединяет эти понятия указание на ситуацию соотнесения или отождествления4. Но объекты отождествления, оставаясь во всех случаях социальными, могут быть различными и могут быть структурированы адекватно структуре социума.
Мы полагаем, что целесообразно ограничиться объектным основанием структурирования, выделив четыре вида или уровня идентичности.
Во-первых, уровень общества в целом, для которого типично соотнесение человека с обществом, как культурно-цивилизационным образованием. Конкретной личностью подобное отождествление может трактоваться в понятиях культуры, цивилизации, гражданства, национальной принадлежности (особенно если речь идет о мононациональном государстве), которые, не всегда точно отражают суть феномена, но являются индикаторами принятия конкретной системы ценностей, локализованной в виде особого хронотопа. Это понятие представляет собой теоретическую конструкцию, позволяющую анализировать реальность как пространственно-временное единство прошлого, настоящего и будущего5. В рамках данного единства формируются матрицы, которые принимает или отвергает личность, определяя себя в конкретной системе ценностей и норм. Возникает то, что П. Бурдье определил как габитус6. Идентичность, выражающаяся в соотнесении себя с носителями конкретных габитусов, по нашему мнению, может быть определена как социокультурная идентичность.
Во-вторых, уровень социальной группы, репрезентирующий групповую идентичность. В данном случае человек отождествляет себя не с обществом в целом, но с конкретной социальной общностью и ее представителями. Это могут быть как большие (макросоциальные), так и малые (микросоциальные) группы. При этом последние, как правило, оказывают на индивида наиболее активное воздействие в определении его идентичности7.
В-третьих, уровень организации, рассматриваемой в предельно широком значении данного понятия как устойчивой структуры, характеризующейся наличием цели, внутренних норм и иерархии. В этом случае к организациям относятся как макроструктуры (государства, партии, крупные корпорации), так и микроструктуры (трудовые ассоциации, клубы, иные общественные формирования). Субъект социального действия в большинстве случаев соотносит себя с ними, опять-таки воспринимая организацию как данность, в значительной степени вне зависимости от ее культурно-цивилизационной основы. Правда, в отношении некоторых макрсосоциальных организаций, прежде всего, государства порой происходит смешение организационного и культурно-цивилизационного начала, тем более, что такие организации сознательно апеллируют к ценностям и смыслам, но подобное смешение не типично для повседневного восприятия большинства граждан. Рассматриваемый уровень идентичности может быть определен как организационный.
В-четвертых, мы считаем необходимым выделить уровень персоны, понимаемой, в соответствии с позицией К. Юнга как личность индивида в том виде, в каком она представлена другим, в противоположность аутентичному «Я». Этот уровень допустимо определить как персональный.
Мы полагаем, что в соответствии с выделенными уровнями идентичности можно говорить о четырех возможных стратегиях социальной идентификации. При этом под стратегией социальной идентификации понимается способ конструирования социальных образцов и негативных стереотипов, выступающих в качестве долгосрочных ориентаций личности при конструировании и реализации своих жизненных целей.
Первая – культурно-цивилизационная, ориентированная на соотнесение личности с макросоциальной общностью, которая, в зависимости от уровня образования и способностей к рефлексивной оценке, может быть представлена для субъекта в понятиях «культуры», «цивилизации», «этноса», «конфессии». Безусловно, между этими понятиями существуют значительные различия, но обыденное сознание, как правило, их недостаточно учитывает, выделяя в определяемых этими понятиями феноменах нечто общее, которым является базисный ценностно-смысловой комплекс. Для массового субъекта он конвертируется в довольно очевидные и воспринимаемые явления, такие как образ и стиль жизни, стереотипы поведения, символы, обычаи, ритуалы. Культурно-цивилизационная стратегия социальной идентификации строится на интериоризации данного комплекса и отторжении других, не соответствующих включенным в него паттернам.
Вторая, групповая стратегия предполагает установление тождества с конкретной, большой или малой, социальной группой. В первом случае процесс ее реализации в своих отдельных элементах может быть тождественен рассматриваемому выше процессу культурно-цивилизационного характера. Однако в случае осуществления групповой стратегии акцент при соотнесении человека c референтным окружением делается не на ценности и символы, но на статусы и социальные роли.
Третья стратегия – институциональная, предполагающая отождествление человека с конкретным социальным институтом, рассматриваемым в данном случае как специфическая организация. Типичным примером является идентификация с государством. В ходе реализации этой стратегии личность обычно акцентирует внимание на функциональном аспекте в деятельности института и рассматривает себя в качестве транслятора функций социального института.
Таким образом, исследуя проблему идентичности в новых геополитических реалиях постсоветского пространства, следует рассматривать предельно широкий круг явлений, имеющих сложную структуру.

1 Статья подготовлена в рамках Задания №2014/420 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России (рук.В.П. Бабинцев).
2 Симонова О.А. К формированию социологии идентичности // Социологический журнал. 2008. №3. С.45-61.
3 Гайдар К.М. Развитие идентичности студенческой группы как ее субъектный потенциал и как психологический ресурс подготовки специалистов к профессиональной деятельности // Вестник ВГУ. 2011. № 1. С. 15 – 16.
4 Симонова О. А. Социология идентичности // Социологический журнал. 2008. № 3. С. 46.
5 Сунгуров А.Ю. Хронотоп как инструмент регионального политического анализа // ПОЛИС. 2003. № 6. С. 65.
6 Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001. С. 102.

7 Гайдар К.М. Развитие идентичности студенческой группы как ее субъектный потенциал и как психологический ресурс подготовки специалистов к профессиональной деятельности // Вестник ВГУ. 2011. № 1. С. 15.

Комментариев нет:

Отправить комментарий