понедельник, 7 апреля 2014 г.

ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УКРАИНЫ И РУМЫНИИ:
РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ

Карпчук Н.П., канд. филол. наук, доцент кафедры международной информации, Восточноевропейского национальногоо университета имени Леси Украинки, 
Украина, г. Луцк


В современном мире коммуникация проникает во все сферы жизнедеятельности общества, что приводит к возникновению и развитию качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, как следствие – глубокое переосмысление коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной среде, места и роли коммуникации в развитии общества1.


В условиях формирования информационно-коммуникационного общества одной из кардинальных функций государства является его коммуникационная функция, которая касается информационного обеспечения государства в целом, своих органов, учреждений, должностных лиц и информационного обслуживания граждан.
Вступление общества в новую информационную стадию развития одновременно означает появление у государства информационной и коммуникационной функций2:
  • информационная функция охватывает формирование единого информационно-коммуникационного пространства государства как части мирового информационного пространства; обеспечение свободного доступа пользователей к информации путем постоянного ее накопления, обновления и распространения; создание эффективной системы реализации прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации; организацию единой системы обеспечения защиты информации и информационной безопасности; содействие дальнейшему развитию рынка информации, удовлетворению потребностей общества в информационных продуктах и услугах и т.д.;
  • государство официально распространяет правовую информацию, которую пытается «популяризировать», то есть реализует коммуникационную функцию, которая показательно и масштабнее проявляется в деятельности органов исполнительной власти, которые постоянно осуществляют информационную деятельность, часто не придавая ей самостоятельное значение.
По существу, коммуникационная функция государства проявляется в действиях всех ветвей государственной власти и реализуется в таких направлениях3:
  • создания информации (государство непосредственно создает нормативные акты, информация для которых берется обычно извне);
  • сопровождение информации государственного значения (учет, контроль, мониторинг);
  • транспарентность деятельности органов государственной власти;
  • сбор, обработка, охрана и защита информации, необходимой для реализации всех функций государства;
  • создание специализированных структур в сфере информации и регулирования их деятельности (СМИ, архивы, библиотеки, музеи, учреждения культуры, образования);
  • информационный обмен внутри государственного аппарата;
  • использование информации для реализации всех функций государства;
  • хранения информации на различных стадиях информационного процесса;
  • переработка и создание новой информации, обеспечение реализации конституционного права граждан на доступ к информации и т.п.
Важность процесса открытого обсуждения и равноправного обмена аргументами касательно принципиально важных общественных проблем заключается в том, что это путь развития демократического, цивилизованного общества, которому присущи расширение социального равенства и свободы и демократизация государства, создание открытого коммуникационного пространства между властью и общественностью.
Трансграничное сотрудничество (ТГС) Украины и Румынии реализуется в рамках специальных программ соседства и деятельности еврорегионов. Общие органы, созданные для реализации приоритетных направлений трансграничного сотрудничества, выполняют коммуникативную функцию.
С 2004 г. по 2006 г. действовала Программа соседства «Румыния – Украина», цель которой – улучшить трансграничную интеграцию между приграничными регионами, а также создать прочный фундамент для стабильного экономического развития4.
Основным административным органом программы стал совместный технический секретариат, который находился на территории Румынии, однако в его состав входили представители Украины, на территории которой могли создаваться филиалы общего технического секретариата. Секретариат отвечал за принятие заявок на выполнение проектов, их соответствие критериям программы.
В течение 2007-2013 гг. реализовывалась Программа ТГС «Венгрия – Словакия – Румыния – Украина» Европейского инструмента соседства и партнерства. Управление программой осуществляют совместные структуры, обеспечивающие прозрачность реализации программы и совместное принятие решений:
Совместный мониторинговый комитет (СМК), который является главным органом программы, принимает решение, осуществляет надзор и мониторинг за реализацией программы, отвечает за отбор проектов;
Общий управляющий орган (ОУО): страны-участницы Программы назначили Национальное агентство развития Венгрии как ОУО программы. ОУО несет общую ответственность за управление и реализацию программы перед Европейской комиссией;
Национальные органы власти (НОВ) являются партнерами ОУО и отвечают за координацию процесса программирования и реализацию программы во время ее внедрения, в частности со стороны Украины и Румынии Министерство развития, общественных работ и жилищного хозяйства (Румыния) и Министерство экономики (Украина);
Совместный технический секретариат (СТС) и его представительства:
СТС непосредственно поддерживает ОУО в ежедневной деятельности по имплементации Совместной операционной программы. СТС открытый и действует на базе компании ВАТИ, Будапешт с представительствами в Украине, Румынии и Словакии.
В течение 2007-2013 гг воплощались задачи Программы ТГС «Румыния – Украина – Молдова» Европейского инструмента соседства и партнерства. К управлению программой привлечены как общие, так и национальные структуры . Совместные структуры5:
Общий руководящий орган (ОРО) – отвечает перед Европейской комиссией за управление программой и ее внедрение. ОРО находится в таких учреждениях: Министерстве развития, общественных работ и жилищного строительства Румынии, Генеральном департаменте европейского территориального сотрудничества, Департаменте международного сотрудничества (Бухарест, Румыния);
Совместный технический секретариат (СТС) – совместный оперативный орган, который оказывает поддержку ОРО и Совместному мониторинговому комитету в выполнении их обязанностей (Региональный офис ТГС в Сучаве, Румыния и Региональный офис ТГС в Яссах, Румыния). Филиалы СТС есть в Одесской областной государственной администрации, Черновицкой областной государственной администрация;
Совместный мониторинговый комитет (СМК) – надзор и мониторинг внедрения программы, отвечает за отбор проектов.
Ревизионный орган (РО) – осуществляет ежегодный финансовый аудит расходов и счетов ОРО и находится в ревизионных органах Счетной палаты, Румыния.
Национальным органом – партнером ОРО является Министерство экономики Украины, департамент сотрудничества с ЕС.
Технические секретариаты, которые функционируют в рамках Региональных бюро, определяют соответствие проектных предложений приоритетам и требованиям Программы. Украинские эксперты довольно критически оценивают существующий на сегодня механизм отбора проектных предложений для реализации в рамках Программы, поскольку он фактически предоставляет односторонние преимущества румынской стороне при принятии соответствующих решений.

1 Василик М.А. Актуальные проблемы теории коммуникации // Сборник научных трудов. СПб., 2004.
С. 4-11.
2 Червонюк В. И. Теория государства и права: учебник. М., 2006. С. 125.
3 Червонюк В. И. Теория государства и права. М., 2006. С. 125.
4 Програма сусідства (ПС) «Румунія–Україна» URL:http://www.economica.oda.cv.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=67 ( Дата обращения: 25.03.2014)

5Спільна операційна програма «Румунія – Україна – Республіка Молдова. 2007-2013» URL:http://ved.odessa.gov.ua/files/ved/documents/rom1.pdf (Дата обращения: 25.03.2014)

Комментариев нет:

Отправить комментарий