понедельник, 7 апреля 2014 г.

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

Сиверская Я.В., студентка Института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород
Шалыгина Н.П. кандидат экономических наук, доцент кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Изучение процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны, сегодня находится на переломном этапе, и олицетворяет важную задачу экономической науки. В целом, экономика России на протяжении многих десятилетий была искусственно изолирована от международного рынка и международной конкуренции. Еще двадцать лет назад российская экономика характеризовалась значительной «закрытостью». Нарастание экономического кризиса в России в 90-х годах сильно отразилось на объеме внешней торговли. Он сократился более чем в два раза. Но со временем внешнеэкономическая деятельность начала выходить на новый этап, совершенствоваться и принимать все более открытый характер.

По определению, внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках1. Внешнеэкономическая деятельность имеет следующие виды: внешнеторговая деятельность, международное разделение труда, производственная кооперация, валютные и финансово-кредитные операции, а так же отношения с международными организациями. Однако, основной и самой важной из вышеперечисленных аспектов, частью внешнеэкономической деятельности любого государства является его внешнеторговая деятельность. По мнению экспертов, внешнеторговая деятельность это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
Внешнеторговая политика государства, находится в тесной увязке с внутренней экономической политикой страны, с одной стороны, и с ее внешней политикой с другой стороны. В России, существует система органов участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности. По сути, данная система отражает структуру государственного устройства Российской Федерации, так как включает в себя три уровня власти– федеральный, региональный и местный. Таким образом, она может быть представлена как совокупность: федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В целях осуществления государственного управления в сфере внешней торговли создаются специализированные органы федеральной исполнительной власти. Так, в результате административной реформы, начавшейся в Российской Федерации в 2004 году, систему таких органов составляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и находящиеся в его ведении Федеральная таможенная служба (ФТС России) , а так же Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
Известно, что внешнеторговая деятельность реализуется не только на уровне государства. Важнейшим субъектом внешнеэкономической политики активно выступает предприятие. Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги2. В свою очередь, внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является неотъемлемой, составной частью работы большинства российских предприятий. Развитие внешнеэкономической деятельности раскрывает перед организацией новые возможности. Например, к ним можно отнести: использование преимуществ международной кооперации производства, свободу выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала, свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка, свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия. Так же, для хозяйствующего субъекта особо важно то, что включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.
Предприятия, организации, фирмы, участвующие во внешнеторговой деятельности, то есть осуществляющие экспортно-импортные операции, можно подразделить на группы. Первая группа это предприятия-товаропроизводители, которые производят продукцию. К ним относят многочисленные объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительства и т.д. Вторая группа это внешнеторговое подразделение в составе производственного или научного объединения, предприятия, организации или кооператива. Такое подразделение не является юридическим лицом, но имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями от имени и по поручению той организации, в составе которой она создана. Третья группа это организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относятся биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и другие торгово-посреднические структуры. И наконец, к пятой группе относят организации, фирмы, которые обслуживают, обеспечивают внешнеторговую деятельность. Это могут быть: коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто, авиа, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие.
Каждое предприятие на территории Российской Федерации, вправе самостоятельно определять свой вид деятельности, и принимать решения по выполнению поставленных задач. Так же, оно может осуществлять любые, не запрещенные законом, виды внешнеторговой деятельности.
Российские предприятия, являются активными участниками внешнеэкономической деятельности. В структуре внешней торговли России, особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-декабре 2013 года приходилось 49,4 % российского товарооборота (в январе-декабре 2012 года – 48,7%). На страны СНГ в январе-декабре 2013 года приходилось 13,6% российского товарооборота (в январе-декабре 2012 года – 14,7%), на страны Таможенного союза – 7,1% (7,7%), на страны ЕврАзЭС – 7,5% (8,0%), на страны АТЭС – 24,7% (23,8%), сообщается на сайте ФТС3.Основными торговыми партнерами России в январе-декабре 2013 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 88,8 млрд долларов США (101,7% к январю-декабрю 2012 года), Нидерланды – 76,0 млрд долларов США (91,7%), Германия – 75,0 млрд долларов США (102,2%), Италия – 53,9 млрд долларов США (117,8%), Япония – 33,2 млрд долларов США (106,6%), Турция – 32,8 млрд долларов США (95,5%), Польша – 27,9 млрд долларов США (102,0%), Соединенные Штаты – 27,7 млрд долларов США (98,4%), Корея, Республика – 25,2 млрд долларов США (101,5%), Соединенное Королевство – 24,6 млрд долларо США (105,8%).
Основными торговыми партнерами предприятий Белгородской области из стран дальнего зарубежья в 2012 году являлись: Нидерланды, Китай, Турция, Германия
(274,7 млн. долл.), Бразилия (209,5 млн. долл.), Чешская Республика (194,1 млн. долл.), Франция (183,2 млн. долл.
В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций. Первая это экспортная операция – продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны. Вторая это импортная операция –приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну. Третья это реэкспортная операция – продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара. Четвертая это реимпортная операция – приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Ведущую роль в России занимают операции импорта и экспорта. К слову сказать, по данным федеральной службы государственной статистики, в 1012 году объем импорта составил: 13,8 триллионов рублей, а объем экспорта 18,4 триллиона рублей4.
Предприятия стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация – когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.
Подводя итог, можно сказать, что Россия является активным участником внешнеторговой деятельности. С каждым годом, наша страна занимает все более значимые позиции на международном рынке. Постоянно увеличивается число предприятий, которые занимаются внешнеторговой деятельностью. Все это, благоприятно сказывается на экономике Российской Федерации.

1 Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. Е. Стровского. М., 2007.
2 Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник /Под. ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова. – М., 1997.
3 Основной партнер России в 2013 году. Китай.// информационное агентство, медиакомпания ООО «ТПП-Информ» URL: http://www.tpp-inform.ru/ (Дата обращения 25.03.2014)

4 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения 25.03.2014)

Комментариев нет:

Отправить комментарий