ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИИ КРАУДСОРСИНГА
В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гайдукова
Г.Н., канд.
социол. наук, доцент кафедры социальных
технологий Белгородского государственного
национального исследовательского
университета, Россия, г. Белгород
Стабильное
и эффективное функционирование местного
самоуправления напрямую зависит от
конструктивного взаимодействия
муниципальных органов власти с населением
и активного участия местных сообществ
в процессах управления муниципалитетом.
Это определяет необходимость интеграции
территориального общественного
самоуправления (ТОС) в систему управления
муниципальным образованием.
В
ходе интеграции могут быть сформированы
механизмы устойчивого развития локальной
территории; достигнута сбалансированность
интересов участников местного
самоуправления; получена значительная
экономия материальных и иных ресурсов;
повышена эффективность взаимодействия
ТОС с органами государственного
управления и местного самоуправления.
В результате будут созданы новые
возможности развития территории, которые
в совокупности обеспечивают высокое
качество жизни населения.
Несмотря
на незначительный масштаб решаемых ТОС
вопросов, они способны благоприятно
повлиять на социально-экономическую
сферу и заметно улучшить условия жизни
граждан. Необходимость ТОС и его
интеграции в систему управления
муниципалитетами определяется и тем,
что основная часть решаемых им задач
вследствие их адресного характера не
может быть передана государственным и
муниципальным органам власти, поскольку
это отрицательно скажется на эффективности
и оперативности управления.
В
настоящее время весьма актуальным
является вопрос об оптимизации
деятельности территориального
общественного самоуправления путем
использования новейших разработок в
области качественной оптимизации систем
и процессов управления. Это вызвано
общей тенденцией руководства к наведению
порядка в сфере административного
управления на базе научного подхода.
Краудсорсинг
в настоящее время активно развивается
в качестве модели для решения любого
вида проблем и задач, стоящих как перед
бизнесом, так и перед государством и
обществом в целом. Краудсорсинг
основан на предположении, что в обществе
всегда присутствуют талантливые люди,
готовые бесплатно или за символическое
вознаграждение генерировать идеи,
решать проблемы и даже проводить
исследования в корпоративных или
общественных целях. При этом главным
стимулом для них является не вознаграждение,
а возможность увидеть воплощение своей
идеи в практической деятельности.
В
настоящее время механизмы краудсорсинга
используются практически во всех
областях деятельности, за исключением
некоторых сфер, требующих специальных
знаний и особых профессиональных
навыков. Привлекательным является
применение нового инструмента не только
в бизнесе, но и в государственном секторе
для эффективного взаимодействия органов
власти и гражданского общества. Тем не
менее заметных примеров эффективного
использования краудсорсинга как
управленческой технологии не выявлено
ни в зарубежной, ни в российской практике
госуправления.
Под краудсорсингом обычно
понимают использование коллективного
разума по специально разработанной
модели для решения актуальных корпоративных
и (или) общественных задач. Модель
использования краудсорсинга включает
организацию, методологию и подготовленные
кадры, которые настроены на решение
определенных задач развития исходя из
заданных условий. Краудсорсинг направлен
на решение взаимосвязанных задач, как
то: сбор и обработка информации, сбор и
обработка конструктивных идей, сбор
предложений к проектам документов,
формирование пула независимых экспертов.
Как правило, различают следующие его
виды:
- пассивный (только на прием) и активный (конструктивный диалог);
- внутренний (в пределах организации или сообщества экспертов) и внешний (без ограничений);
- традиционный (нахождение лучшей идеи среди множества идей) и синтеллектуальный (нахождение множества лучших идей на их основе коллективного отбора)2.
Главный принцип краудсорсинга
можно сформулировать так: у группы людей
(толпы) больше знаний, чем у отдельного
человека, но искусство состоит именно
в том, чтобы создать условия для реализации
этих знаний. Таким образом, краудсорсинг
представляет не просто организацию
форума, на котором участники формулируют
в нерегулируемом режиме свои вопросы,
замечания и предложения, и даже не
традиционный механизм обратной связи,
а организационно и методически
упорядоченную модель взаимодействия
организации с инициативными пользователями
Интернета. Реализация принятой модели
предполагает формирование и внедрение
таких управленческих процессов, как
формулирование тем обсуждения
(проблематизация), определение условий
обсуждения, привлечение и мотивация
экспертов, отбор и фильтрация идей,
документирование результатов обсуждения.
Таким
образом, создание сайта органов ТОС,
обсуждение направлений деятельности
ТОС в социальных сетях могут создать
дополнительные возможности для
коммуникаций между населением, органами
ТОС и органами местного самоуправления.
Интеграционной
структурой, обеспечивающей формирование
единого информационного пространства
органов местного самоуправления и
территориального общественного
самоуправления, должен стать гражданский
интернет-сайт «Голос ТОС». На его базе
будет образован Интернет-холдинг,
включающий головной сайт и дочерние
сайты (электронные страницы ТОС), а также
электронный форум, состоящий из большой
группы многофункциональных подфорумов.
Одним
из результатов внедрения краудсорсинга
в деятельность ТОС может стать появление
регионального общественного движения
территориального общественного
самоуправления. Основной
целью деятельности данного Движения
выступает содействие развитию и
координации территориального общественного
самоуправления, организации его
партнерских отношений, представление
и защита его интересов с использованием
личного взаимодействия и ТОСовского
электронного правительства. ТОСовское
электронное правительство (ТОСЭП) –
публичный способ предоставления
информации, принятия решений и оказания
услуг, связанных с деятельностью
территориального общественного
самоуправления и его партнерства, при
котором личное взаимодействие всех
заинтересованных лиц заменяется
информационными технологиями в форме
дистанционного интерактивного управления
и самоуправления.
Основными
задачами регионального движения ТОС
станут:
- дальнейшее развитие партнерских отношений территориального общественного самоуправления с органами государственной власти и муниципального управления, хозяйствующими субъектами и другими заинтересованными организациями;
- организация эффективной работы межТОСовских представительств Движения на территориях муниципальных районов и городских округов;
- развитие информационных и управленческих ресурсов интернет-холдинга на сайте территориального общественного самоуправления;
- проведение на форуме «Гражданский контроль и гласность» постоянного электронного мониторинга общественного мнения и дистанционного диалога власти с ТОС о качестве жизни населения, эффективности социального обслуживания территорий, реализации наказов избирателей и путях решения проблем жизнедеятельности в границах каждого ТОС;
- организация систематического использования на сайте электронных страниц (дочерних сайтов) ТОС для публичной демонстрации деятельности и достижений ТОС, а также участия ТОС через сайт в областном конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление года»;
- разработка программы «Электронная статистика ТОС», внедрение на сайте постоянно обновляющейся статистики ТОСовских достижений;
- организация обмена опытом и накопленными знаниями ТОС на основном форуме и электронной выставки передовых достижений в разделе «Достижения» сайта.
Реализация
предлагаемой технологии интеграции
ТОС в систему управления муниципалитетами
позволит в короткие сроки сформировать
ТОСовское движение, запустить в реализацию
модель местного управления в полном
объеме, активно внедрять в массовом
порядке инновационные направления и
программы, минимизируя бюрократические
издержки.
1
Статья опубликована при финансовой
поддержке РГНФ №14-13-31006/14.
Тема проекта «Технологии краудсорсинга
в региональном управлении: возможности
и риски». Руководитель: Бабинцев В.П.
2
Шапигузов С.М., Синягин А.К. Краудсорсинг
в госсекторе: инновация с расчетом на
гражданское общество // Бюджет. 2012. №7.
Комментариев нет:
Отправить комментарий