понедельник, 7 апреля 2014 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРАУДСОРСИНГА
В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Гайдукова Г.Н., канд. социол. наук, доцент кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Стабильное и эффективное функционирование местного самоуправления напрямую зависит от конструктивного взаимодействия муниципальных органов власти с населением и активного участия местных сообществ в процессах управления муниципалитетом. Это определяет необходимость интеграции территориального общественного самоуправления (ТОС) в систему управления муниципальным образованием.

В ходе интеграции могут быть сформированы механизмы устойчивого развития локальной территории; достигнута сбалансированность интересов участников местного самоуправления; получена значительная экономия материальных и иных ресурсов; повышена эффективность взаимодействия ТОС с органами государственного управления и местного самоуправления. В результате будут созданы новые возможности развития территории, которые в совокупности обеспечивают высокое качество жизни населения.
Несмотря на незначительный масштаб решаемых ТОС вопросов, они способны благоприятно повлиять на социально-экономическую сферу и заметно улучшить условия жизни граждан. Необходимость ТОС и его интеграции в систему управления муниципалитетами определяется и тем, что основная часть решаемых им задач вследствие их адресного характера не может быть передана государственным и муниципальным органам власти, поскольку это отрицательно скажется на эффективности и оперативности управления.
В настоящее время весьма актуальным является вопрос об оптимизации деятельности территориального общественного самоуправления путем использования новейших разработок в области качественной оптимизации систем и процессов управления. Это вызвано общей тенденцией руководства к наведению порядка в сфере административного управления на базе научного подхода.
Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве модели для решения любого вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом. Краудсорсинг основан на предположении, что в обществе всегда присутствуют талантливые люди, готовые бесплатно или за символическое вознаграждение генерировать идеи, решать проблемы и даже проводить исследования в корпоративных или общественных целях. При этом главным стимулом для них является не вознаграждение, а возможность увидеть воплощение своей идеи в практической деятельности.
В настоящее время механизмы краудсорсинга используются практически во всех областях деятельности, за исключением некоторых сфер, требующих специальных знаний и особых профессиональных навыков. Привлекательным является применение нового инструмента не только в бизнесе, но и в государственном секторе для эффективного взаимодействия органов власти и гражданского общества. Тем не менее заметных примеров эффективного использования краудсорсинга как управленческой технологии не выявлено ни в зарубежной, ни в российской практике госуправления.
Под краудсорсингом обычно понимают использование коллективного разума по специально разработанной модели для решения актуальных корпоративных и (или) общественных задач. Модель использования краудсорсинга включает организацию, методологию и подготовленные кадры, которые настроены на решение определенных задач развития исходя из заданных условий. Краудсорсинг направлен на решение взаимосвязанных задач, как то: сбор и обработка информации, сбор и обработка конструктивных идей, сбор предложений к проектам документов, формирование пула независимых экспертов. Как правило, различают следующие его виды:
  • пассивный (только на прием) и активный (конструктивный диалог);
  • внутренний (в пределах организации или сообщества экспертов) и внешний (без ограничений);
  • традиционный (нахождение лучшей идеи среди множества идей) и синтеллектуальный (нахождение множества лучших идей на их основе коллективного отбора)2.
Главный принцип краудсорсинга можно сформулировать так: у группы людей (толпы) больше знаний, чем у отдельного человека, но искусство состоит именно в том, чтобы создать условия для реализации этих знаний. Таким образом, краудсорсинг представляет не просто организацию форума, на котором участники формулируют в нерегулируемом режиме свои вопросы, замечания и предложения, и даже не традиционный механизм обратной связи, а организационно и методически упорядоченную модель взаимодействия организации с инициативными пользователями Интернета. Реализация принятой модели предполагает формирование и внедрение таких управленческих процессов, как формулирование тем обсуждения (проблематизация), определение условий обсуждения, привлечение и мотивация экспертов, отбор и фильтрация идей, документирование результатов обсуждения.
Таким образом, создание сайта органов ТОС, обсуждение направлений деятельности ТОС в социальных сетях могут создать дополнительные возможности для коммуникаций между населением, органами ТОС и органами местного самоуправления.
Интеграционной структурой, обеспечивающей формирование единого информационного пространства органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, должен стать гражданский интернет-сайт «Голос ТОС». На его базе будет образован Интернет-холдинг, включающий головной сайт и дочерние сайты (электронные страницы ТОС), а также электронный форум, состоящий из большой группы многофункциональных подфорумов.
Одним из результатов внедрения краудсорсинга в деятельность ТОС может стать появление регионального общественного движения территориального общественного самоуправления. Основной целью деятельности данного Движения выступает содействие развитию и координации территориального общественного самоуправления, организации его партнерских отношений, представление и защита его интересов с использованием личного взаимодействия и ТОСовского электронного правительства. ТОСовское электронное правительство (ТОСЭП) – публичный способ предоставления информации, принятия решений и оказания услуг, связанных с деятельностью территориального общественного самоуправления и его партнерства, при котором личное взаимодействие всех заинтересованных лиц заменяется информационными технологиями в форме дистанционного интерактивного управления и самоуправления.
Основными задачами регионального движения ТОС станут:
  • дальнейшее развитие партнерских отношений территориального общественного самоуправления с органами государственной власти и муниципального управления, хозяйствующими субъектами и другими заинтересованными организациями;
  • организация эффективной работы межТОСовских представительств Движения на территориях муниципальных районов и городских округов;
  • развитие информационных и управленческих ресурсов интернет-холдинга на сайте территориального общественного самоуправления;
  • проведение на форуме «Гражданский контроль и гласность» постоянного электронного мониторинга общественного мнения и дистанционного диалога власти с ТОС о качестве жизни населения, эффективности социального обслуживания территорий, реализации наказов избирателей и путях решения проблем жизнедеятельности в границах каждого ТОС;
  • организация систематического использования на сайте электронных страниц (дочерних сайтов) ТОС для публичной демонстрации деятельности и достижений ТОС, а также участия ТОС через сайт в областном конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление года»;
  • разработка программы «Электронная статистика ТОС», внедрение на сайте постоянно обновляющейся статистики ТОСовских достижений;
  • организация обмена опытом и накопленными знаниями ТОС на основном форуме и электронной выставки передовых достижений в разделе «Достижения» сайта.
Реализация предлагаемой технологии интеграции ТОС в систему управления муниципалитетами позволит в короткие сроки сформировать ТОСовское движение, запустить в реализацию модель местного управления в полном объеме, активно внедрять в массовом порядке инновационные направления и программы, минимизируя бюрократические издержки.
1 Статья опубликована при финансовой поддержке РГНФ №14-13-31006/14. Тема проекта «Технологии краудсорсинга в региональном управлении: возможности и риски». Руководитель: Бабинцев В.П.

2 Шапигузов С.М., Синягин А.К. Краудсорсинг в госсекторе: инновация с расчетом на гражданское общество // Бюджет. 2012. №7.

Комментариев нет:

Отправить комментарий