понедельник, 7 апреля 2014 г.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ

Начкебия М.С., ассистент кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

В настоящее время в системе государственного и муниципального управления современной России активно используется «проектный подход», причем не только на уровне общенациональных программ, но и на уровне программ развития муниципальных образований. Однако, для того, чтобы обеспечить высокий уровень управления муниципальными проектами, важно развивать компетентность служащих, ответственных за их выполнение. В противном случае, проблема недостаточной эффективности управления отдельными регионами Российской Федерации, отмеченная Президентом страны1, может стать остросоциальной2.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» к видам профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего помимо организационно-управленческой, информационно-методической, коммуникативной и технологически-исполнительской, отнесена проектная деятельность. Она предполагает участие в разработке и реализации проектов государственного и муниципального управления и в проектировании организационных систем, проведение расчетов с целью выявления оптимальных проектов, а также оценку результатов проектной деятельности3.
Для этого служащий должен:
– уметь выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели; использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов;
– уметь определять уровень рисков и управление бюджетом проекта; принимать участие в реализации программ организационных изменений и разрабатывать проекты социальных изменений;
– уметь работать с проектной документацией, а также оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия осуществления государственных программ и проектов.
Типовыми задачами управления проектами являются:
– разработка планов выполнения проекта, в том числе разработка структурной декомпозиции работ проекта и сетевых графиков;
– расчет и оптимизация календарных планов с учетом ограничений на ресурсы;
– разработка графиков потребности проекта в ресурсах;
– отслеживание хода выполнения работ и сравнение текущего состояния с исходным планом;
– формирование управленческих решений, связанных с воздействием на процесс или с корректировкой планов;
– формирование различных отчетных документов4.
Исходя из перечисленных задач, служащий должен обладать следующими дополнительными умениями:
– уметь составлять прогнозы развития организаций и учреждений, отдельных отраслей и предприятий, прогнозировать развитие регионов;
– уметь разрабатывать программы социально-экономического развития федерального, регионального и местного уровня;
– уметь обосновывать результаты исполнения социально-экономических программ с использованием методов проектного анализа;
– уметь разрабатывать технико-экономическое обоснование и определять вероятность эффективности инвестиционных проектов, прежде всего в социальной сфере.
Таким образом, муниципальный служащий, ответственный за реализацию проекта, должен понимать и уметь применять на практике методики и инструменты управления проектами.
Подготовка служащих в области проектной деятельности становится важной составной частью профессиональной деятельности. Поэтому необходимо исследовать степень готовности муниципальных служащих к проектной деятельности, определить систему знаний умений и компетенций, которые необходимо формировать в системе непрерывного профессионального образования. Необходимо также установить формы и методы образовательной деятельности, способствующие развитию творческого, инновационного мышления работников государственной и муниципальной службы5.
Необходимо отметить, если регион находится в приграничной зоне, то приграничное положение оказывает особое влияние на группу муниципальных образований, границы которых частично совпадают с государственной границей. Причем муниципальные образования имеющие «старые границы», чем муниципальные образования, ставшие приграничными сравнительно недавно. Проблемы последних в основном заключаются в том, что потребности в контактах, имевших место до разделения границ двух местных сообществ, теперь следует удовлетворять при помощи специальных юридических действий (получение виз для пересечения границы, особых разрешений и проч.). Кроме того, возникновение и закрепление межгосударственных форм взаимодействия на местном уровне (в отличие от прежних внутригосударственных) также требует значительных временных и ресурсных затрат6.
Усиление контактности границ приводит к тому, что приграничное сотрудничество постепенно становится повседневной практикой современных российских приграничных муниципальных образований. Необходимость изучения становления приграничного сотрудничества в качестве социального института и его роли в развитии муниципальных образований и местных сообществ определяется растущей взаимозависимостью сопредельных местных сообществ, необходимостью налаживания устойчивых связей в различных сферах деятельности органов местного самоуправления по обе стороны границы7. И эта важная роль отводится непосредственно муниципальным служащим.
Внедрение проектного управления в деятельность муниципального образования требует следующего8:
– проекты муниципального развития должны учитывать, что социально-экономическое пространство муниципалитета является сложной системой и внедрение проектного управления в деятельность муниципального образования должно основываться на принципе системности;
– работа над проектом в муниципальном образовании должна строиться с учетом мировых и национальных, а также региональных стандартов, определяющих интеграцию логически сгруппированных процессов управления направленных на конечный результат;
– внедрение проектного управления в деятельность муниципального образования требует от муниципальных служащих профессиональных знаний по управлению проектами, профессиональные требования, предъявляемые к знаниям, опыту, навыкам, мастерству, а также личным качествам.
Целью долгосрочной целевой программы «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества Белгородской области» на 2011 – 2016 годы является повышение уровня социально-экономического взаимодействия приграничных областей и жизненного уровня населения путем стимулирования межрегионального и приграничного сотрудничества9
Анализ реализуемых совместных программ и проектов российско-украинского приграничья дает возможность отметить, что наиболее распространенными и успешными являются именно социогуманитарные проекты. Проекты, направленные на следующие сферы: культура; наука и образование; информация и массовые коммуникации; спорт, туризм и молодежная политика, а также реализация проектов социального назначения10.
Следовательно, для эффективной реализации проектов необходим следующий перечень специальных компетенций: планирование исполнения проектных работ; управление ресурсами проекта; управление рисками и изменениями; использование информационных технологий, обеспечивающих проектные работы; управление результативностью проектов; учет специфики управления проектами на муниципальном уровне11.
Основные принципы управления проектами на муниципальном уровне заключаются в следующем:
1. Необходимо сформировать единые требования к процессу управления проектами данного муниципалитета и поддерживать их на уровне организации всей системы управления администрацией муниципального образования.
2. Не менее важно определить должности, в обязанности которых может входить курирование программ и непосредственное руководство конкретным проектом, сформулировав требования к входному уровню компетентности в данной сфере.
3. Далее важно четко определять цель реализации каждого проекта, формулировать конкретные задачи для ее достижения, разрабатывать, отслеживать и накапливать в системе управленческого учета информацию о степени достижения требуемых показателей эффективности проекта.
4. Должностное лицо, назначенное ответственным за реализацию проекта, должно обладать полномочиями для поручений руководителям внутренних подразделений администрации.
5. На постоянной основе необходимо создать «офис управления проектами» (в первую очередь, как виртуальную базу данных), где будут воедино сведены все программы и проекты, что поможет отслеживать процесс их реализации и координации.
6. Поскольку определяющим качеством муниципального служащего, ответственного за управление проектами, должен быть его профессионализм в этой области, необходимо проводить отбор муниципальных служащих на должности, связанные с курированием программ и управлением проектами, на основании входного оценивания уровня развития основных компетенций, необходимых для управления муниципальными проектами в Российской Федерации.
7. На уровне общей системы управления важно также обеспечить регулярную (раз в 5 лет и по окончании проекта) аттестацию должностных лиц, ответственных за программы и проекты, с последующим построением системы повышения квалификации, направленной на развитие необходимых для качественного осуществления этой деятельности компетенций12.
Для реализации вышеназванных принципов важно, активное использование не только отечественного, но и мирового опыта обеспечения качества управления проектами. А также необходимого набора знаний относительно управления проектами и умений применять эти знания служащими, ответственными за реализацию проектов на муниципальном уровне.
Таким образом, возникает необходимость четкого выделения должностных требований, связанных с управлением проектами в администрации муниципального образования и постановки задач обеспечения развития компетентности муниципальных служащих в области управления проектами, в том числе в условиях приграничного сотрудничества.
1 Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». – URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml. (Дата обращения 25.03.2014)
Путин В.В. Заседание Совета по развитию местного самоуправления. / Официальный сайт Президента России. – URL: // http://state.kremlin.ru/face/17397. Москва, 2013.
2 Пехова Н.Ю. Компетентность муниципальных служащих в управлении проектами: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Москва, 2013. – С.3.
3 Саркисян Ю.В. Проектная компетентность государственных и муниципальных служащих как объект социологического анализа // Власть. 2011. № 5. С. 123.
4 Туккель И.П. Управление инновационными проектами. – СПб., 2011. С. 374.
5 Саркисян Ю.В. Проектная компетентность государственных и муниципальных служащих как объект социологического анализа // Власть. – 2011. – № 5. – С. 124.
6 Алпатов Ю.М. К вопросу о формировании концепции межмуниципального сотрудничества муниципальных образований // Право и государство: теория и практика. 2008. № 4. С. 34.
7 Юркова О.Н. Актуальные вопросы внедрения системы мониторинга реализации программ в приграничных муниципалитетах // Межрегиональное приграничное сотрудничество: материалы международ. науч.-практ. конф. г. Белгород, 8-12 апр. 2013 г.; под ред. Проф. В.П. Бабинцева. – Белгород; Харьков: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – С. 234.
8 Сапрыка В.А., Волков Д.А. Внедрение проектного управления в деятельность муниципального образования // Умный город: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17-18 февраля 2012 г.) под. ред. С.А. Боженова, А.А. Гармашева, В. А. Воронова и др. – Белгород: Константа, 2012. – С. 220.
9 Постановление правительства Белгородской обл. от 19.12.2011 N 463-пп. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества Белгородской области» на 2011 – 2016 годы URL: belregion.ru›file/docs/programmy-1072012.doc (дата обращения: 05.09.12).
10 Кочетов М.Н., Сапрыка В.А. Социогуманитарное сотрудничество приграничных регионов на постсоветском пространстве // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; URL: www.science-education.ru/105-7013 (дата обращения: 27.03.2013).
11 Пехова Н.Ю. Компетентность муниципальных служащих в управлении проектами: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Москва, 2013. – С.16.

12 Пехова Н.Ю. Компетентность муниципальных служащих в управлении проектами: социологический анализ: автореф. дис. канд. социол. наук. Москва, 2013. С.24.

Комментариев нет:

Отправить комментарий