понедельник, 7 апреля 2014 г.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА ПРИГРАНИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Шукчус Л.В., канд. психол. наук, доцент кафедры управления персоналом Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород
Федюк Е.Ф., ассистент кафедры управления персоналом Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Одной из актуальных форм приграничного экономического сотрудничества на сегодняшний день может быть государственно-частное партнерство.
ГЧП определяется как "партнерство между государственным и частным секторами с целью осуществления проекта или оказания услуги, традиционно предоставляемой государственным сектором"
.1
В работе "Стратегические аспекты государственно-частного партнерства: международный взгляд", авторами которой являются М.Булт-Спиринг и Г.Девульф представлено определение, в соответствии с которым к ГЧП относятся отношения между государством и частным лицом на основе осуществления проекта, оформленные в соответствии с законодательством.2
Наиболее полное определение из отечественных авторов дал Варнавский В.Г., в понимании которого ГЧП – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.3
Существует также точка зрения, по которой государственно-частное партнерство понимается как форма средне– и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.4
В процессе реализации партнерских отношений, государство оставляет за собой часть хозяйственной активности, являясь при этом собственником имущества. Роль же частного сектора заключается в выполнении части экономических, управленческих, организационных и ряда других функций.
В зависимости от степени участия и объема выполняемых функций частного сектора формы партнерства могут отличаться и в результате, после полной передачи государством своего права собственности, возникает приватизация.
Формы и варианты взаимодействия в крайних значениях схемы обозначают полное сохранение прав собственности каждым участником, например, при использовании контрактов на работы и услуги, либо преобладание частной собственности после полного процесса приватизации. А между этими крайними вариантами расположены другие формы государственно-частного партнерства, которые основываются на различной степени передачи тех или иных прав собственности межу участниками партнерства на определенный срок и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением.
Анализ различных определений государственно-частного партнерства дает возможность сделать вывод, что это понятие рассматривается, в первую очередь, как особая категория, которая отражает специфические отношения участников партнерства. Эти отношения выражаются в виде "партнерства", "формы сотрудничества", "отношений", "альянса", "совокупности форм взаимодействия". Во всех определениях авторы четко обозначают участников – государственный сектор и бизнес. Также определения отражают цели такого рода партнерства, которые сводятся к обеспечению выполнения конкретных проектов, оказанию услуг в общественно-значимых секторах экономики на взаимовыгодных для обеих сторон условиях.
Так как, государственно-частное партнерство – это взаимодействие двух секторов: государственного и частного бизнеса, следует отметить, что обе стороны заинтересованы в создании данных партнерств.5
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что государственно-частное партнерство – это взаимовыгодное взаимодействие государственного сектора и бизнеса для выполнения конкретного проекта, который имеет совместное финансирование, при этом риски делятся между участниками неравномерно и отношения в рамках партнерства оформляются договором.
При использовании государственно-частного партнерства для развития сотрудничества приграничных регионов основной проблемой является урегулирование законодательства двух и более стран в области организации данного вида взаимодействия. Необходимым является закрепление в соответствующих нормативных актах процесса, принципов, механизма, организации государственно-частного партнерства, а также стандартов, норм и правил деятельности объектов, созданных в результате данного вида партнерства.

1 Guidelines for Successful Public-Private Partnerships // European Commission Directorate-General Regional Policy. March 2003.
2 Bult-Spiering M., Dewulf G. Strategic Issues in Public-Private Partnerships: an International Perspective. Blackwell Publishing Ltd., UK, 2006.
3 Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский М. 2005.С.22.
4 Агитаев Е. Развитие государственно-частного партнерства в ЖКХ российской федерации // Социальная политика и социальное партнерство. 2011. №3.

5 Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. № 6.

Комментариев нет:

Отправить комментарий