понедельник, 7 апреля 2014 г.

ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Кулько Е.И., ст. преподаватель кафедры педагогики, психологии и социологии, Белорусской государственной сельскохозяйственной академияи, Республика Беларусь

Современная социокультурная ситуация, характеризуется насыщенностью и разнообразием динамических процессов, она направляет формирование культурного человека в современном мире. Темпы модернизации имеют стабильную тенденцию к нарастанию и охватывают все большее число существующих культурных направлений. Динамика коммуникативных процессов и значительное расширение актуального коммуникативного пространства стирают грани между различными этническими культурами, национальными образованиями, специализированным и обыденным уровнями культуры во всех ее формах и технологиях.

Наиболее значимыми цивилизационными тенденциями современности являются процессы глобализации и информатизации, находящиеся в диалектическом единстве и взаимообусловленности. Именно их интеграция все в большей степени определяет ключевое направление социального развития человечества на ближайшую перспективу.
По мнению А. А. Пелипенко, глобализация как явление не является чем-то уникальным и присущим исключительно современной эпохе. Стремление к неограниченному росту, экспансии и бесконечной ассимиляции любого инокультурного материала свойственно всякой культурной системе, что и было многократно представлено в человеческой истории, начиная с древневосточных империй, завершая совсем недавним прошлым. При этом следует отметить ряд совершенно особенных черт, присущих современным глобализационным процессам1.
Ранее существующие в истории глобализационные проекты осуществлялись в эпоху идеалов, и, следовательно, по своим формам носили идеократический характер. Главным средством реализации такого проекта было прямое военно-политической насилие. Теперь же, эпоха идеалов сменилась эпохой интересов, прямое военно-политическое насилие оказывается средством неадекватным. Ему на смену приходит неолиберальный проект глобализации1.
При анализе современных тенденций следует учитывать следующие факторы:
1. Глобальные процессы разворачиваются на фоне приближения системного кризиса всей человеческой цивилизации, который по усредненным подсчетам должен произойти около 2025–2030 гг. (Расчет группы С. П. Капицы и др.).
2. Важнейшим фактором современного культурного климата является постмодернизм, который является главной формой стихийного мировоззрения большей части образованного человечества.
3. Ключевым фактором структурно-качественных трансформаций культурно-цивилизационных параметров современного мира и самой психики человека ближайшего будущего, является экранная революция.
При этом виртуализация реальности, подобно любой социально-информационной технологии, обладает двойным назначением, т. е. характеризуется мощным социальным негативом. Благодаря новому информационному режиму современное общество становится проницаемым для любых информационных проявлений. Информационное общество, обретя невиданную ранее свободу, динамизм развития, обрело новую степень уязвимости перед разрушительными факторами и различными социальными девиациями. Диапазон негативных факторов простирается в границах от международного терроризма до хакерства, от стандартизации культурных ценностей до распространения манипуляторных технологий и т. д.
Возможно, что мировое сообщество еще не овладело новыми инструментами социального управления, не освоилось с реальностью глобальной информационной системы. Необходимо формирование новой культуры – информационной, новой этики – этики виртуальных коммуникаций, новых знаний и умений, обучение новым профессиям и технологиям. Именно в этом векторе развития обществе и личности можно видеть источник социального оптимизма.
Как многогранный процесс, глобализация характеризуется такими проявлениями, которые не оцениваются однозначно. Осознавая сильные стороны влияния информационно-коммуникативных технологий на сферы образования и состояния культуры повседневности, многие ученые указывают на ряд негативных тенденций глобализации в целом. К их числу можно отнести такие феномены, как информационную неупорядоченность и утрату критериев отбора информации. Намечается явный разрыв между технологическим потенциалом информатизации социума и личности и качественными характеристиками глобализации применительно к состоянию культуры. Глобальная информационно-коммуникационная система кардинально изменила условия для культурного обмена, образования, бизнеса, межличностного общения, успешно устраняя пространственные, временные, социальные, языковые и иные барьеры, формируя целостное информационное пространство.
При этом позитивное значение данных процессов трудно переоценить. Благодаря им люди погружены в постоянно расширяющееся информационное пространство нового времени. Наши современники получил возможность постижения мира в режиме он-лайн и интерактивного участия в процессе культурогенеза, границы его восприятия постоянно расширяются.
Таким образом, глобализация культуры имеет как негативные, так и позитивные стороны для формирования культурного человека в современном мире. К негативным следует отнести стандартизацию культурных ценностей, распространение манипуляторных технологий и другие деструктивные факторы. К позитивным относится расширение культурного обмена, формирование единого информационного пространства. В этих условиях необходимо формирование новой культуры – информационной, новой этики, новых знаний и умений.


1 Бабаева А.В. Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия «Symposium», выпуск 7. СПб. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.14-17.

Комментариев нет:

Отправить комментарий