понедельник, 7 апреля 2014 г.

НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Чурсина В.Н., канд. социол. наук, доцент кафедры менеджмента организации Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

К началу XXI века народная дипломатия становится полноправным фактором мирового политического процесса. В современном мире развитие международных отношений уже не может определяться только исключительно деятельностью международных и государственных органов без широкой опоры на общественные силы. Поэтому исследование роли народной (гражданской) дипломатии и механизмов ее взаимодействия с другими факторами в мировом политическом процессе – актуальная задача сегодняшнего времени.

Народная дипломатия дает уникальный инструментарий для расширения международных общественных связей государства. Она вмещает в себя всю многообразную деятельность по взаимодействию с гражданским обществом зарубежных стран.
Народная дипломатия включает в себя такие элементы, как общественные организации и объединения, контакты на уровне городов-побратимов, общественно-политические акции, международные неправительственные организации.
Россия сегодня располагает огромным потенциалом для развития общественной дипломатии. Это «русский мир» – миллионы людей в ближнем и дальнем зарубежье, для которых привлекательны и притягательны Россия, русский язык и культура, которые испытывают человеческую потребность в поддержании связей с Россией и россиянами.1
Значимость деятельности в данной сфере необходима для того, чтобы мировое сообщество получало больше объективной информации о России и чтобы наша страна занимала важное место на международной арене.
Возможности «мягкой силы» более всего отвечают тем задачам, которые сегодня стоят перед Российской Федерацией вовне. Задачи народной дипломатии вытекают из потребностей внутреннего и внешнего развития страны. Она должна не только содействовать укреплению симпатий к нашей стране в принципе, но и способствовать реализации конкретных государственных интересов.
Народная дипломатия сближает людей разных духовных и идеологических ориентаций, на основе проверенных жизнью гуманистических идеалов, отвергает войны, насилие, коварство, подкупы, ложь. Особенно актуально это в свете последних событий на Украине, когда на Российскую Федерацию обрушилась машина информационной войны западных государств Европы и США, построенная на подтасовке фактов, грубых измышлений и откровенной лжи.2
Можно сказать, что идёт обработка умов и используются самые современные формы и методы формирования общественного мнения в угоду амбициозным притязаниям националистических, ультраправых сил, которые угрожают миру возрождением фашизма.
Возникшая в глубокой древности народная дипломатия отрицает насилие и войны в жизни общества как путь разрешения социальных конфликтов. Она представляет мир без войн и грабежей, без оружия массового уничтожения людей. Она выступает против социального эгоизма, который часто ведет к воспитанию ненависти, к созданию образа врага, там, где его нет, что нередко приводит к военным конфликтам.
В США общественной дипломатией занимаются более 15 тысяч организаций. Причем, некоторые из них имеют бюджет больший, нежели наше министерство иностранных дел.
В России количество субъектов на поле народной дипломатии только начинает прирастать, но уже сегодня можно и нужно говорить о первых результатах народной дипломатии на уровне контактов между общественными организациями, между простыми людьми в социальных сетях, на площадях, в переписке и телефонных переговорах. И здесь важна роль лидеров, авторитетных людей из народа, к мнению которых в первую очередь прислушиваются в обществе. Мы знаем, что у каждого народа есть неформальные лидеры. Так, например, в Афганистане мнение старейшин всегда играло решающую роль для решения любых задач и проблем во всех частях страны. В этой стране "народную дипломатию" можно было бы смело назвать дипломатией старейшин и религиозных лидеров. У всех этносов и народностей старейшины одновременно являются и общественными, и религиозными авторитетами, и главными носителями традиций и обычаев.
И, несмотря на то, что многие из числа старейшин не имеют образования, или даже просто являются неграмотными, их высокий общественный статус и жизненный опыт можно эффективно использовать для разрешения проблем разного характера.
В настоящее время можно выделить такие виды общественной дипломатии, как культурная, научная, спортивная и другие, которые также можно было бы применить в решении конфликтов разного уровня.
Культура и внешняя политика очень тесно переплетены. Мы помним, что послом Киргизии во многих странах был писатель с мировым именем Чингиз Айтматов. Чрезвычайным и Полномочным послом Азербайджана в России является известный певец Полад Бюль бюль оглы.
Сегодня особенно важно научиться находить компромиссы в решении самых сложных проблем, что всегда с успехом решали народные дипломаты. Мы видим, с каким трудом находят компромиссы в дипломатической практике, даже если все понимают английский. Основа компромиссов – строгий и справедливый учет интересов обеих сторон. Там, где как принципы разрешения споров компромиссы не в почете, постоянная напряженность, войны, страх, ожидание насилия.
Народная дипломатия испокон веков рекомендует допускать к ведению переговоров людей авторитетных, знающих сущность спора, традиции, мужественных и честных. Даже если переговоры длятся долго, это лучше, чем «хорошая» война. Наши переговоры с Японией о северных территориях идут более 50 лет. Многие годы укрепляются торгово-экономические, культурные, научно-технические, спортивные и человеческие связи. Народная дипломатия стоит на том – лучше переговоры, чем война.
Важной частью переговорного процесса является диалог. В его основе – учет интересов сторон, аргументированность предлагаемых вариантов, мудрость, толерантность, стремление к принятию такого решения, которое устраивало бы участников переговоров. Те переговоры плодотворны, которые носят честный и ответственный характер и защищают интересы мира на долгие годы, и не рассчитаны на удовлетворение эмоций, сиюминутных желаний политиков и правительств.
Современные лидеры наиболее богатых держав считают для себя унизительным прибегать к услугам квалифицированного посредничества, предпочитая решать свои проблемы с помощью силы.
А между тем во многих странах открыты региональные, национальные и международные Центры народной дипломатии, такие как ОБСЕ, Лондонский центр «Ресурсы примирения», Берхговский научно-исследовательский Центр Управления Конфликтами. 3
Сегодня и в России во многих учебных заведениях появились Центры народной дипломатии, кафедры народной дипломатии и этот процесс активно продолжается.
Появились заслуживающие внимания труды ученых, работающих в рамках международных и региональных примиренческих комиссий, комитетов, общественных союзов, которые пытаются предложить варианты недопущения впредь ситуаций, которые нанесли непоправимый ущерб интересам государства. В них просматривается одна, безусловно обнадеживающая особенность – поиски надежных морально-этических и политических опорных точек соприкосновения, которые помогли бы народам забыть недавние споры и действия политиков обеих сторон, приведших к тяжёлым последствиям. И в этих трудах ученые, общественные деятели часто опираются на опыт народов по ненасильственному разрешению социальных конфликтов.
Эти работы помогут внедрить в сознание молодежи приоритет идей о ненасильственном пути выхода из социальных конфликтов, сохранения и укрепления мира между государствами и народами. Мир и содружество людей не имеет альтернативы.
Центры народной дипломатии в сотрудничестве с государственными органами, НПО, учеными, работниками СМИ, культуры и науки, ветеранскими, женскими, молодежными, религиозными движениями могут существенно поднять уровень политической и нравственной культуры населения, особенно молодежи, научить её овладеть искусством предупреждения конфликтов, формам их ненасильственного разрешения.
Народная дипломатия основывается на традициях, открытиях и достижениях социологии, конфликтологии, социальной и этнической психологии, истории и философии, обществоведения, политологии, Только в такой связке она может вернуть утерянные позиции и стать надёжной опорой официальной дипломатии и международного сообщества в разрешении конфликтов.
В последнее время сильно выросла роль неправительственных организаций в международных отношениях. Их активное участие в урегулировании современных конфликтов предопределяет, по крайней мере, две их основные характеристики: во-первых, это – огромная численность неправительственных организаций; во-вторых, это – широкое разнообразие их деятельности. 4
Именно неправительственные организации зачастую являются теми участниками событий, которые первыми входят в зону конфликта и последними его покидают. Крайнее разнообразие лиц, задействованных в работе неправительственных организаций позволяет им достаточно быстро находить общий язык и устанавливать необходимый контакт с населением конфликтных районов, а также – с представителями враждующих сторон. Декларируемый нейтралитет и независимость от государственных структур многих из неправительственных организаций также предопределяет особое доверие к ним со стороны гражданского населения.
Сегодня трудно переоценить ту роль, которую играют неправительственные организации в вопросе урегулирования современных конфликтов. Предположение о возрастании значения деятельности НПО в этой сфере международных отношений сегодня далеко не лишено оснований.
Иногда они становятся чуть ли не единственными участниками процессов. Регион Кавказа со своим историческим прошлым и настоящим, отданный на откуп политикам, не станет территорией мира и процветания, пока между народами не наступит взаимопонимание и доверие.
Международные мероприятия между городами-побратимами также являются важной платформой для внешней открытости, укрепляют обмены и сотрудничество между страной и миром в сфере экономики, культуры, образования, науки и техники, городского строительства и многих других аспектах.
Подводя итог, можно сказать, что XXI век полноправно может назваться эпохой инструментария «мягкой силы», и в выигрыше будет тот, кто овладеет техникой народной дипломатии раньше и лучше других.

Цель проекта «Украина» – разрушение русского мир .http://topwar.ru/41925-cel-proekta-.ukraina-eto-razrushenie-russkogo-mira.html (Дата обращения: 25.03.2014)

Информационная война между Украиной и Россией: мифы и реальность http://zakazuhe.net/informacionnaya-vojjna-mezhdu-ukrainojj-i-rossiejj-mify-i-realnost/ (Дата обращения: 25.03.2014).

Местников В. А. Пути повышения эффективности деятельности ОБСЕ // Политика и Право. № 5. 2005.
 Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2002, С. 123.

Комментариев нет:

Отправить комментарий