понедельник, 7 апреля 2014 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРАУДСОРСИНГА
В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Быхтин О.В., канд. социол. наук, доцент кафедры социальных технологий 
Института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Холод А.В., канд. социол. наук, доцент, г. Воронеж
Юркова О.Н., аспирант кафедры социальных технологий Института управления «Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

В современных условиях дальнейшее развитие местного самоуправления невозможно без учета интересов и потенциала населения, проживающего на данной территории. По определению, местное самоуправление – это институт, имеющий властно-общественный характер. К сожалению, на сегодняшний день более или менее сформирована и развита лишь одна его сторона – собственно власть, обеспечивающая поддержку государственных функций и государственной политики на местах. Между тем, сбалансированное развитие местного сообщества во многом зависит от того, насколько данная территориальная система открыта для реализации инициатив граждан и их объединений.

Концептуальная разработка содержания понятия краудсорсинг вносит определенный вклад в теории, объясняющие формирование и функционирование гражданского общества. Полемика о характерных признаках гражданского общества и возможности проявления их в России идет уже давно, однако без обоснования его конкретных функций, одной из которых как раз и является краудсорсинг, общее понятие останется пустой абстракцией.
Впервые термин «краудсорсинг» ввел редактор и журналист Джефф Хау в 2006 году, и затем обстоятельно раскрыл преимущества новой технологии в книге «Краудсорсинг: коллективный разум как инструмент развития бизнеса» (Crowdsoursing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business, 2009). Само понятие образовано от английских слов «толпа» и «аутсорсинг» – термина, обозначающего передачу за вознаграждение части бизнес-процессов на обслуживание профессионалам2.
Краудсорсинг основан на предположении, что в обществе всегда присутствуют талантливые люди, готовые бесплатно или за символическое вознаграждение генерировать идеи, находить решение проблем и даже проводить исследования в корпоративных или общественных целях. При этом существенным стимулом для них является не вознаграждение, а возможность увидеть воплощение своей идеи в практической деятельности.
В настоящее время механизмы краудсорсинга используются практически во всех сферах деятельности, за исключением отдельных областей, требующих специальных знаний и особых профессиональных навыков. Привлекательным является применение нового инструмента не только в бизнесе, но и в муниципальном секторе, для эффективного взаимодействия органов муниципальной власти и гражданского общества. Тем не менее видимых примеров результативного применения краудсорсинга как управленческой технологии не выявлено ни в зарубежной, ни в российской практике муниципального управления.
Под краудсорсингом обычно понимают использование коллективного разума по преднамеренно разработанной модели для решения актуальных корпоративных или общественных задач. Модель применения краудсорсинга содержит организацию, методологию и подготовленные кадры, которые нацелены на решение определенных задач развития исходя из заданных условий. Краудсорсинг сконцентрирован на решении смежных задач, как например: сбор и обработка информации, сбор и обработка конструктивных идей, сбор предложений к проектам документов, формирование пула независимых экспертов. Как правило, различают следующие его виды:
  • пассивный (только на прием) и активный (конструктивный диалог);
  • внутренний (в пределах организации или сообщества экспертов) и внешний (без ограничений);
  • традиционный (нахождение лучшей идеи среди множества идей) и синтеллектуальный (нахождение множества лучших идей на основе их коллективного отбора)3.
Главный принцип краудсорсинга можно сформулировать так: у группы людей больше знаний, чем у отдельного человека, но искусство заключается именно в том, чтобы сформировать обстановку для реализации и воплощения этих знаний. Так краудсорсинг представляет не просто организацию форума, на котором участники формулируют в нерегулируемом режиме свои вопросы, замечания и предложения, и даже не традиционный механизм обратной связи, а организационно и методически упорядоченную модель взаимодействия организации с инициативными пользователями Интернета. Реализация принятой модели предполагает вырабатывание и внедрение таких управленческих процессов, как формулирование тем обсуждения (проблематизация), определение условий обсуждения, привлечение и мотивация экспертов, отбор и фильтрация идей, документирование результатов обсуждения4.
На наш взгляд, потенциал краудсорсинга, может быть в некоторой мере исполнен органами территориального общественного самоуправления (далее ТОС). Это сравнительно молодой институт, его формирование в разных регионах России происходит неравномерно. По определению Федерального закона №131-ФЗ, ТОС – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения5. В самом обозначении «территориальное общественное самоуправление» заложены два ключевых признака: привязка к территории (территориальный аспект) и общественный характер управления (социальный аспект)6. В отличие от общественной организации, ТОС привязан к конкретной территории, которая может варьироваться от подъезда до микрорайона, но самое главное, что ТОС включает всех жителей, если более половины из них проголосовало за его организацию. Если общественная организация – продукт гражданского общества, то ТОС в большей мере – продукт местного самоуправления. ТОС призван быть связующим звеном между населением и властью.
На сегодняшний день еще не образовалось некого общего мнения о круге вопросов, которые могут быть решены силами территориального общественного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» санкционирует органам ТОС, зарегистрированным в качестве юридических лиц, получать на исполнение своих инициатив средства местного бюджета. В то же время таких ТОСов – меньшинство, да и аффилиация органов местного самоуправления финансировать через ТОСы, например, благоустройство двора, довольно слабая, поскольку если двор благоустроит непосредственно сама администрация, то это принесет ей больше политических очков. Сейчас ТОСы занимаются преимущественно организацией культурных мероприятий, но для того чтобы они стали уважаемыми структурами, субъектами местного самоуправления, им следовало бы развернуть предметную деятельность по обеспечению взаимодействия жителей непосредственно с администрацией данного муниципального образования.
Одна из полезных функций, которую могли бы взять на себя ТОСы – мониторинг проблемных вопросов территорий. Некоторые проблемные вопросы поднимаются, пожалуй, на каждом собрании жильцов, но следует отметить, что мнение одного собственника может непреднамеренно остаться незамеченным. Следовательно, в указанном направлении ТОС должен возложить на себя решение вытекающих задач:
  1. систематизировать полученные формулировки проблем;
  2. обнаружить общезначимые проблемы, отделить проблемы, решение которых возможно найти на муниципальном уровне, в том числе с участием самих жителей;
  3. определить правила формулировки проблем, позволяющие добиться конкретного результата.
Чтобы сформировать объемное осмысление проблемы, следует подойти к ее видению с разных сторон. Так, на собрании актива ТОСа рационально поднять вопросы по следующим трем позициям:
  1. Существует ли очевидная острая проблема?
  2. Какая из сфер жизнедеятельности является наиболее проблемной?
  3. Какие социально-значимые потребности граждан реализуются не полностью?
Выделим четыре возможные реакции представителей общественности на проблемные ситуации:
  1. Активные действия по устранению причин проблемной ситуации.
  2. Активное выражение негативной реакции.
  3. Скрытая негативная реакция.
  4. Безразличие.
В рамках деятельности ТОС можно фиксировать факты действий, а также выражения негативной реакции.
В своей работе в формате краудсорсинга органам ТОС следует использовать следующие методы.
  1. Дневник наблюдений, в том числе анализ настроений граждан на собраниях жильцов.
  2. Анализ обращений граждан в органы общественного самоуправления либо в администрацию города (по запросу).
  3. Опрос граждан.
  4. Дискуссия по проблемным вопросам.
Итак, сейчас ситуация такова, что ТОСы много внимания уделяют организационным вопросам (утверждение границ, проведение собраний, регистрация в органах местного самоуправления), тогда как для собственно предметной деятельности им недостает либо полномочий, либо активной позиции, заинтересованности и осведомленности граждан. В этом плане, если активисты ТОС научатся использовать в своей практике технологию краудсорсинга, это будет означать, что территориальное общественное самоуправление обеспечено конструктивной деятельностью, приносящей реальную пользу и муниципалитету, и местному сообществу.
Таким образом, краудсорсинг – это социальная технология, недостаточно развитая и популярная на сегодняшний день, но имеющая большой потенциал и социальную значимость. Это формат конструктивного диалога между общественностью и власти, основанного на взаимном признании, понимании и уважении друг к другу. Освоив основы технологии краудсорсинга, граждане получают возможность стать полноправными субъектами местного самоуправления, а это, в конечном счете, приближает становление гражданского общества.

1 Статья опубликована при финансовой поддержке РГНФ №14-13-31006/14. Тема проекта «Технологии краудсорсинга в региональном управлении: возможности и риски». Руководитель: Бабинцев В.П.
2 Шапигузов С.М., Синягин А.К. Краудсорсинг в госсекторе: инновация с расчетом на гражданское общество // Инновации: электрон.журн. 2012. №7. URL: bujet.ru/article/193827.php (дата обращения: 25.03.2014).
3 Насыров И.Р. Эффективность государственного управления в условиях политической модернизации // Казанский федералист. 2011. № 3 (29). С. 9.
4 Мусорина В. Коллективный разум // Прямые инвестиции. 2011. № 11 (115). С. 50.
5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от
6 октября 2003 года №131-ФЗ – Ст.27.

6 Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: от теории к технологии. Белгород, 2009.
С. 257.

Комментариев нет:

Отправить комментарий