понедельник, 7 апреля 2014 г.

ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ И УКРАИНЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Кривошеева Я.Н., студентка Белгородского государственного 
национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород


Как и большинство других бывших советских республик, на протяжении уже более 20 лет Россия и Украина переживают кризис идентичности. Это, прежде всего, проявляется в том, что культурные, этнические и региональные группы населения не желают или не могут быть интегрированными в новое гражданское сообщество. Идентификационные ориентиры размыты, люди вынуждены заново самоопределяться в социальном пространстве.
Наиболее остро это проявляется в приграничных регионах. На приграничных территориях категория «идентичность» выступает в нескольких взаимосвязанных ракурсах: во-первых, идентичность как граница (граница между идентичностями в географическом пространстве), во-вторых, как взаимовлияние формальных границ (в первую очередь, государственных) и идентичностей.

Приграничные территории − это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение. Они вбирают в себя как общие тенденции экономического и социального развития страны, так и обладают особенностями их проявления, обусловленными своеобразием своего нового положения. Возникнув на староосвоенной территории, они не свободны от наследства, оставленного длительной историей заселения и хозяйственной деятельности.
Перспективы приграничного сотрудничества на постсоветском пространстве во многом зависят от прогресса региональных объединений. Хочется отметить, что исследование региональной идентичности является одним из очевидных полюсов роста в современной культурной географии приграничья. Вместе с особенностями природопользования и традиционными способами ведения хозяйства, поселенческой структурой, местной языковой системой и конфессиональной структурой сообщества, особенностями материальной и духовной культуры, региональная идентичность входит в число ключевых индикаторов культурного регионализма. А. А. Гриценко подчеркивает особенную значимость наблюдений в вопросе сохранения черт традиционного историко-культурного ландшафта, обычно стимулирующих этническую и региональную идентичности России и Украины1.
Наиболее показательным примером территориальной идентичности России и Украины выступают приграничные территории Белгородской и Харьковской областей.
Они являются прекрасным примером органической взаимосвязи между внешними и внутренними границами. Харьков и Белгород – два исторических центра Слобожанщины, где оседало беглое крестьянство, селившееся в слободах – селах, свободных от крепостного права и помещичьего землевладения. В результате сложилось смешанное русско-украинское население. Несмотря на близость Слобожанщины к Дикому полю – зоне кочевых набегов, сюда бежали как из Центральной России, так и с украинских территорий. В результате сложилось смешанное русско-украинское население. Отличительной чертой «слобожан» были чрезвычайно крепкие родственные связи. Семья была главной опорой благополучия на протяжении нескольких столетий. Не утратила она своей роли и в эпоху индустриализации, смешавшей социальные слои и образы жизни.
Этническая идентичность жителей многих населенных пунктов в ХХ веке была крайне изменчива, о чем свидетельствуют резкие изменения в переписных данных о численности украинцев во многих районах нынешней Белгородской области, которые нельзя объяснить только миграционными движениями. По переписи 1897 г., в Грайворонском, Новооскольском, Старооскольком и Белгородском уездах бывшей Курской губернии насчитывалось 483 тыс. украинцев (к украинцам относили членов крестьянских хозяйств, глава которых говорил по-украински), а по оценке 1920 г. −
526 тыс. Так, в 1920 г. доля украинцев в Новооскольском колебалась по волостям от 60 до 80%, в Валуйском их насчитывалось около 60% 2.
После распада СССР, с возникновением новых государств, граница сильно урезала часть жизненной сферы украинско-российского населения, связанную с удовлетворением повседневных социальных потребностей. Перемещения через границу учащихся, людей, нуждающихся в медицинских или иных услугах, в том числе обычно доступных только в крупном городе, сведены к минимуму. В то же время культурные контакты на областном и районном уровнях устойчивы и сейчас. Именно Белгородская и Харьковская области неизменно выступают инициаторами новых форм приграничного сотрудничества.
Таким образом, территориальная идентичность России и Украины создаёт основу для единения всех народов на основе культурно-исторического единства при их взаимообогащении, развитии и межгосударственном сотрудничестве, солидарности, понимании и принятии друг друга в рамках многонациональной цивилизации.
1 Гриценко А.А. Региональная и этнокультурная идентичность в российско-украинском и российско-белорусском порубежье: историческая память и культурные трансформаци // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. № 2.

2 Крылов М.П., Гриценко А.А. Категория идентичность в контексте проблемы приграничий // Вестник Российской академии наук. 2009. №6.

Комментариев нет:

Отправить комментарий