ОСОБЕННОСТИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ
ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ И УКРАИНЫ
НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Кривошеева
Я.Н., студентка Белгородского
государственного
национального
исследовательского университета,
Россия, г. Белгород
Как
и большинство других бывших советских
республик, на протяжении уже более 20
лет Россия и Украина переживают кризис
идентичности. Это, прежде всего,
проявляется в том, что культурные,
этнические и региональные группы
населения не желают или не могут быть
интегрированными в новое гражданское
сообщество. Идентификационные ориентиры
размыты, люди вынуждены заново
самоопределяться в социальном
пространстве.
Наиболее
остро это проявляется в приграничных
регионах. На приграничных территориях
категория «идентичность» выступает в
нескольких взаимосвязанных ракурсах:
во-первых, идентичность как граница
(граница между идентичностями в
географическом пространстве), во-вторых,
как взаимовлияние формальных границ
(в первую очередь, государственных) и
идентичностей.
Приграничные
территории − это территории государства,
прилегающие к государственной границе,
выполняющие особые приграничные функции
и обладающие в связи с этим специфическими
особенностями. Главным фактором,
обусловливающим специфику приграничья,
является его географическое положение.
Они вбирают в себя как общие тенденции
экономического и социального развития
страны, так и обладают особенностями
их проявления, обусловленными своеобразием
своего нового положения. Возникнув на
староосвоенной территории, они не
свободны от наследства, оставленного
длительной историей заселения и
хозяйственной деятельности.
Перспективы
приграничного сотрудничества на
постсоветском пространстве во многом
зависят от прогресса региональных
объединений. Хочется отметить, что
исследование региональной идентичности
является одним из очевидных полюсов
роста в современной культурной географии
приграничья. Вместе с особенностями
природопользования и традиционными
способами ведения хозяйства, поселенческой
структурой, местной языковой системой
и конфессиональной структурой сообщества,
особенностями материальной и духовной
культуры, региональная идентичность
входит в число ключевых индикаторов
культурного регионализма. А.
А. Гриценко подчеркивает особенную
значимость наблюдений в вопросе
сохранения черт традиционного
историко-культурного ландшафта, обычно
стимулирующих этническую и региональную
идентичности России и Украины1.
Наиболее
показательным примером территориальной
идентичности России и Украины выступают
приграничные территории Белгородской
и Харьковской областей.
Они
являются прекрасным примером органической
взаимосвязи между внешними и внутренними
границами. Харьков и Белгород – два
исторических центра Слобожанщины, где
оседало беглое крестьянство, селившееся
в слободах – селах, свободных от
крепостного права и помещичьего
землевладения. В результате сложилось
смешанное русско-украинское население.
Несмотря на близость Слобожанщины к
Дикому полю – зоне кочевых набегов,
сюда бежали как из Центральной России,
так и с украинских территорий. В результате
сложилось смешанное русско-украинское
население. Отличительной чертой
«слобожан» были чрезвычайно крепкие
родственные связи. Семья была главной
опорой благополучия на протяжении
нескольких столетий. Не утратила она
своей роли и в эпоху индустриализации,
смешавшей социальные слои и образы
жизни.
Этническая
идентичность жителей многих населенных
пунктов в ХХ веке была крайне изменчива,
о чем свидетельствуют резкие изменения
в переписных данных о численности
украинцев во многих районах нынешней
Белгородской области, которые нельзя
объяснить только миграционными
движениями. По переписи 1897 г., в
Грайворонском, Новооскольском,
Старооскольком и Белгородском уездах
бывшей Курской губернии насчитывалось
483 тыс. украинцев (к украинцам относили
членов крестьянских хозяйств, глава
которых говорил по-украински), а по
оценке 1920 г. −
526 тыс. Так, в 1920 г. доля украинцев в Новооскольском колебалась по волостям от 60 до 80%, в Валуйском их насчитывалось около 60% 2.
526 тыс. Так, в 1920 г. доля украинцев в Новооскольском колебалась по волостям от 60 до 80%, в Валуйском их насчитывалось около 60% 2.
После
распада СССР, с возникновением новых
государств, граница сильно урезала
часть жизненной сферы украинско-российского
населения, связанную с удовлетворением
повседневных социальных потребностей.
Перемещения через границу учащихся,
людей, нуждающихся в медицинских или
иных услугах, в том числе обычно доступных
только в крупном городе, сведены к
минимуму. В то же время культурные
контакты на областном и районном уровнях
устойчивы и сейчас. Именно Белгородская
и Харьковская области неизменно выступают
инициаторами новых форм приграничного
сотрудничества.
Таким
образом, территориальная идентичность
России и Украины создаёт основу для
единения всех народов на основе
культурно-исторического единства при
их взаимообогащении, развитии и
межгосударственном сотрудничестве,
солидарности, понимании и принятии друг
друга в рамках многонациональной
цивилизации.
1
Гриценко А.А. Региональная и этнокультурная
идентичность в российско-украинском
и российско-белорусском порубежье:
историческая память и культурные
трансформаци // Лабиринт. Журнал
социально-гуманитарных исследований.
2012. № 2.
2
Крылов М.П., Гриценко А.А. Категория
идентичность в контексте проблемы
приграничий // Вестник Российской
академии наук. 2009. №6.
Комментариев нет:
Отправить комментарий