понедельник, 7 апреля 2014 г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА
КАК ФАКТОР ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Крюков А.И., д-р. наук по государственному управлению, профессор, профессор кафедры политологии и философии Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Харьков, Украина
Бельская Т.В., канд. наук по государственному управлению, докторант кафедры государственной политики и управления политическими процессами Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Киев, Украина

Перспективы развития любого общества вполне справедливо связываются с молодежью. Молодежь особенно активная составляющая современного общества. Молодому поколению предстоит реализовать начатые в государстве реформы и развить их до уровня системных социально-экономических преобразований. Именно от способности молодежи быть активной, дееспособной и творческой силой зависят перспективы государствосозидательного процесса в современных государствах. Молодежь наиболее продуктивная и в социально-демографическом отношении. Она является незаменимой составляющей в естественном процессе смены поколений, обеспечения численного обновления населения и достижения, таким образом, его длительного существования. 

Молодежная политика является инструментом, который должен обеспечить в комплексе стратегическое развитие страны, геополитическую конкурентоспособность государства, а также развитие институтов гражданского общества в течение следующих 10-15 лет. Разнообразные данные анализа и прогнозов средне- и долгосрочных тенденций определяют, что наиболее важными изменениями будущего является переход к самоорганизации общества. Самоорганизация граждан, их объединений и бизнеса, их взаимодействие – должны стать основой общества будущего. Одновременно, традиционная система образования и воспитания молодежи, как и государственная молодежная политика и общественные организации, не совершали целенаправленного воспитания самостоятельной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизующемся обществе. С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми могут столкнуться современные государства в ближайшие годы, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям. Жизнь молодого человека в прогнозируемых условиях не будет развиваться прямолинейно, как последовательность простых переходов от общего образования к профессиональному, от образования к труду, от жизни в семейном доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиску новых нестандартных вариантов построения собственной жизни. Приоритетными должны стать такие направления молодежной политики, реализация которых даст молодежи возможности для самостоятельного решения проблем, которые возникают. Только такой подход будет способствовать взаимосвязи улучшения качества жизни подавляющего большинства молодежи и развития страны в целом1.
Понятие «молодежь» достаточно разнопланово трактуется во многих областях науки – философии, социологии, политологии, психологии и др. Обобщенный вариант, предложенный в энциклопедических изданиях, определяет молодежь в целом как отдельную социально-демографическую группу, которая отличается по совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими качествами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитанием в условиях определенного общества, современные возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет.
Английский ученый С. Фрис предложил свой подход к изучению «молодежи» а именно: рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости. В его представлении, основными направлениями изменений от детства к взрослому человеку являются: переход от зависимости – к независимости и от безответственности – к ответственности2.
Для этой группы характерен ограниченный доступ к значимым экономическим, социальным и культурным ресурсам.
Механизмы включения молодежи во взрослую жизнь проявляются в целом ряде жизненных событий. Молодежь находится в состоянии перехода от «видимой» – физической, материальной, культурной и психологической зависимости от родительской семьи, соседства, компании сверстников – к «видимой» независимости, самостоятельности. От безответственности к ответственности, владению всеми правами и обязанностями физически, психически и социально зрелого гражданина своего общества. Очевидно, что характер продвижения по, такого рода, «социальной лестнице» различен в разных группах молодежи.
Очевидно, что о внутренне выделены по возрасту группы следует различать социально-слойные, профессиональные и другие образования, как, скажем, молодых «новых украинского», так и молодых «бедных», студентов престижных университетов и безработных, лидеров молодежных объединений и членов криминальных группировок. Специфические ценности и практики индивидов из этих групп наверняка лучше могут понять друг друга не внутри «единства по возрасту», а в рамках данной социальной группы, включающей людей другого возраста.
Включение молодежи в активную общественную жизнь имеет два связанных аспекта – социализация молодежи и обновление общества. Включая молодежь в систему существующих общественных отношений, общество меняется и само: процесс социализации перерастает в процесс обновления общества. В свою очередь, изменяя общество, молодежь меняется и сама, становясь активной частью общества, включаясь в общественный механизм. Условием успешной социализации является изменение поведения лица в соответствии с потребностями общества и согласно желанию самого индивида.
Таким образом, процессы социализации молодежи и трансформации общества должны рассматриваться во взаимодействии. Как отмечал К. Манхейм: «ответ на вопрос, почему и как нужно учить молодежь, в большой степени зависит от характера того вклада, который ожидает от молодежи общество»3.
Государственная молодежная политика ставит целью создание социально-экономических, политических, организационных, правовых условий и гарантий для жизненного самоопределения, интеллектуального, нравственного, физического развития молодежи, реализацию ее творческого потенциала как в собственных интересах, так и в интересах Украины.
Эффективность государственной молодежной политики зависит от активности и готовности молодежи к партнерству с государственной властью, налаживание двусторонней связи, готовности молодого поколения взять на себя ответственность за признание и поддержку этой политики4.
Таким образом, молодежная политика – это комплексное явление, которое является результатом практической, научно-теоретической, идеологической и иной деятельности социальных институтов в отношении молодежи. По нашему мнению, ее можно рассматривать как интегральную функцию многих переменных: деятельности государства, партий, общественных, религиозных организаций. Молодежная политика включает в себя много элементов и имеет сложную структуру.
1 Коваль Г. Шляхи реформування державної молодіжної політики // Публічне управління : теорія та практика : зб. наук. пр. Асоціації докторів наук з державного управління.2013. № 4 (16). С. 145.
2 Піча В.М. Соціологія: терміни, поняття, персоналії. Навчальний словник-довідник для студ. вищих закладів освіти України. К., 2002. C. 480.
3 Манхейм К. Диагноз нашого времени. М., 1994. С. 442.
4 Цвєтков В.., Горбатенко В. Демократія − Управління − Бюрократія: в контексті модернізації українського суспільства: Монографія. К., 2001. С. 248.

Комментариев нет:

Отправить комментарий