понедельник, 7 апреля 2014 г.

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

Жадан А.В. доктор наук в сфере государственного управления, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом и экономики труда Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, Украина, г. Харьков

Построение социального государства в Украине как приоритетное направление общественного развития, требует кардинальных изменений в политической сфере, и прежде всего это касается государственной социальной политики.
Нерешенность значительного количества социальных проблем в области занятости населения, трудовой миграции, оплаты труда, дифференциации доходов, пенсионного обеспечения, демографической ситуации, профессиональной подготовки сегодня является сдерживающим фактором проведения реформ во всех других сферах жизнедеятельности общества. И, судя по повышенному интересу к этим проблемам, как со стороны ученых, так и специалистов-практиков, важность и острота этих проблем все больше осознается.

Поскольку целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни граждан Украины на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному лицу возможностей своим трудом и предпринимательскими способностями обеспечивать благополучие семьи, формирование сбережений и их эффективное использование, ключевым звеном преобразований сегодня должны стать социально-трудовые отношения, которые практически на всех уровнях их реализации и, в первую очередь на региональном, хронически отстают в развитии от изменений в структуре форм собственности, хозяйствования, преобразований на рынке труда и т.п.
Исследованию теоретических и прикладных основ социальной политики посвящены труды В. Скуратовского, Е. Палий, Э. Либановой и др. Проблемам формирования и регулирования социально-трудовых отношений в последнее время уделяется значительное внимание украинских и зарубежных ученых: О. Гришновой, А. Колота, В. Жукова, Г. Осового, В. Руденко, В. Семенихиной, Г. Меликьяна, Р. Колосовой и др. В указанных исследованиях социальная политика рассматривается лишь как один из факторов формирования социально-трудовых отношений, а механизмы обратной связи этих явлений на региональном уровне практически не исследовались.
В современной экономической литературе социально-трудовые отношения рассматриваются как объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие их субъектов в процессе труда, направленные на регулирование качества трудовой жизни. Несмотря на свой объективный характер, социально-трудовые отношения отражают субъективно определенные намерения и действия их участников, обусловленные осознанной ими взаимной зависимостью1.
Среди основных факторов, влияющих на формирование и развитие социально-трудовых отношений большинство исследователей выделяют особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства. Социальная политика выделяется как один из наиболее влиятельных факторов и рассматривается как стратегическое социально-экономическое направление всестороннего развития граждан, формирования достойного уровня и качества жизни и труда, их социальной защищенности2. При этом механизм формирование и развития социально-трудовых отношений рассматривается как элемент социальной политики.
К основным составляющим механизма влияния социальной политики на социально-трудовые отношения относят:
  • социальную защиту как систему мероприятий, ориентированных преимущественно на нетрудоспособное населения и социально уязвимые слои трудоспособного населения;
  • социальную поддержку как систему мероприятий, направленных, в основном, на экономически активное население, с целью обеспечения социальной защищенности наемных работников;
  • социальную помощь – меры, рассчитанные на все слои населения, которые заключаются в оказании помощи людям в трудных жизненных ситуациях, требующих непредвиденных больших денежных затрат.
Анализируя практику реализации социальной политики последних лет, можно сделать вывод о существовании обратного влияния этих явлений. То есть о том, что состояние, степень сформированности и действенности социально-трудовых отношений в значительной степени определяют ресурсные возможности и стратегические направления социальной политики в государстве. Это влияние четко прослеживается по предметным группам социально-трудовых отношений, которые включают:
  • социально-трудовые отношения занятости;
  • социально-трудовые отношения по поводу вознаграждения за труд;
  • социально-трудовые отношения в сфере организации производства и труда.
В отдельные периоды социально-экономического развития Украины удельный вес заработной платы в структуре доходов населения был меньше чем социальные выплаты. Базой для формирования фондов общеобязательного государственного социального страхования являются отчисления от заработной платы наемных работников и фондов оплаты труда предприятий. Увеличение поступлений в эти фонды зависит от уровня оплаты труда в экономике и степени её легализации.
Если на крупных предприятиях существующая в стране система организации заработной платы, ее государственного и коллективно-договорного регулирования более-менее дееспособна и прозрачна, то на большом количестве малых и средних предприятий она в основном или применяется формально, или не используется вовсе.
Трудовые отношения в малом бизнесе в значительной степени имеют неформальный характер. Наем происходит в основном по личной рекомендации, условия труда и социальных гарантий фиксируются в формах и на уровне, не соответствующих требованиям трудового законодательства, но работники с этим мирятся. Они в подавляющем большинстве случаев или просто не осведомлены о своих правах, или готовы закрывать глаза на некоторые нарушения, понимая, какая непростая ситуация существует на рынке труда и проявляя готовность рассматривать свой ​​уровень оплаты труда в качестве компенсации за «недополученные» социальные гарантии.
Объективно работники малых предприятий в социальном отношении защищены слабее, чем работники крупных, особенно бывших государственных предприятий. Судебные споры в случае нарушения условий договора вряд ли возможны, так как договоры в подавляющем большинстве случаев не имеют юридической силы, помощи и поддержки со стороны профсоюза или трудового коллектива ожидать также не приходится.
Использование труда представителей социально уязвимых групп населения на сегодня происходит на общих основаниях – работодателей не интересует, есть ли у их работники право на законодательно установленные льготы, и они не намерены этих льгот предоставлять. Возможно, это происходит еще и потому, что сами работодатели не имеют реальной возможности воспользоваться льготами (в сфере налогообложения или аренды и т.д.) в связи с использованием труда этих групп населения.
Работодатели в большинстве случаев не рассматривают работников как человеческий капитал, поэтому мерам повышения квалификации внимания практически не уделяется, а профессиональный рост рассматривается, скорее, как личное дело (и личное предпочтение) работника, а не как вложение средств фирмы в дело улучшения качества ресурсов. Довольно мало распространены также случаями сознательного культивирования чувства причастности, корпоративной культуры. Основным рычагом повышения заинтересованности работников в результатах деятельности малых предприятий владельцы считают сдельную форму оплаты труда или премиальные выплаты.
Неблагоприятной остается и ситуация в сфере профессионального обучения и переподготовки. Данную ситуацию наглядно иллюстрируют показатели нагрузки на одно свободное рабочее место на зарегистрированном рынке труда Украины. Этот показатель в расчёте на 10 свободных рабочих мест (вакантных должностей) увеличился с 84 человек на конец 2011 г. до 108 человек на конец 2012 г.3 Значительное превышение предложения рабочей силы над спросом было среди рабочих простейших профессий в сельском хозяйстве и подобных отраслях, квалифицированных работников сельского и лесного хозяйств, рыборазведения и рыболовства, среди служащих, связанных с информацией.
Следует отметить, что высокий уровень предложения неквалифицированного труда все еще остается характерной чертой отечественного рынка труда. К сожалению, до сих пор не существует действенного механизма согласования развития образования с текущими и перспективными потребностями рынка труда.
Изменение структуры экономики, видов и форм занятости обусловливают необходимость поиска вариантов построения новой модели социально-трудовых отношений, которая была бы основана не только на коллективно-договорной системе, но и других инновационных подходах в сфере трудового права и политического влияния на эти процессы.
Приоритет должен отдаваться сохранению основных норм трудового законодательства (в первую очередь, минимального размера оплаты труда и т.п.) и гарантированию их исполнения, но наряду с этим следовало бы установить для субъектов малого предпринимательства и ряд специфических норм. Все они должны быть направлены, во-первых, на существенное повышение допустимой в малом бизнесе гибкости условий и форм оплаты труда, во-вторых, на перенос источника всех социальных льгот и гарантий для социально уязвимых категорий работников с предприятия, например, на фонды социального страхования.
Для работников с нестандартными условиями занятости целесообразно ввести обязательное заключение индивидуальных трудовых договоров в письменной форме и наладить со стороны государства, как участника социально-трудовых отношений, действенный контроль за их выполнением. Очень важна также и методическая помощь работодателям и наемным работникам в решении проблем в социально-трудовой сфере. Одним из возможных путей решения данной проблемы может быть создание института социальных менеджеров-консультантов при Трёхстороннем совете социально-экономического развития Украины и его региональных организаций.
Действующая система профессионального образования в основном сохраняет узкоспециализированный характер и ориентирована в основном на подготовку кадров для крупных предприятий. Необходимо развивать модульный тип профессиональной подготовки для экономически активного населения, который уже достаточно удачно используется структурами государственной службы занятости Украины. Эти структуры могли бы стать опорными методическими пунктами для всей системы профессионального образования.
Подытоживая изложенное, можно сделать вывод, что развитие социально-трудовых отношений и процессы формирования и реализации социальной политики является взаимообусловленными и взаимозависимыми явлениями. Несоответствие состояния социально-трудовых отношений уровню развития производительных сил и других видов общественных отношений может оказывать значительное негативное влияние на потенциал социального развития страны.


1 Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения. К., 2005. С.82.
2 Бурковський І. Оцінка потреб України в галузі сприяння міжнародній торгівлі. Вплив торгівельної політики на людський розвиток К., 2011. 130 с.

3 Статистично-аналітичний огляд стану ринку праці у 2012 році [Електронний ресурс] / Державна служба статистики України, 2013. – Режим доступу: // http://www.ukrstat.gov.ua.

Комментариев нет:

Отправить комментарий