ИННОВАЦИОННАЯ
СТРАТЕГИЯ АКТИВИЗАЦИИ
ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И УКРАИНЫ
ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И УКРАИНЫ
Бубенко П.Т.,
директор СВНЦ НАН и МОН Украины,
д-р экон. наук, профессор,
Северо-Восточный
научный центр Национальной академии
наук
и Министерства образования и
науки Украины, Украина, г. Харьков
Захаров В.М.,
директор Института управления
Белгородского государственного
национального исследовательского
университета, Россия, г. Белгород
Сапрыка А.В.,
д-р техн. наук, доцент
Харьковского национального университета
городского хозяйства, Украина, г. Харьков
Сапрыка В.А.,
канд. социол. наук, доцент
Белгородского государственного
национального исследовательского
университета, Россия, г. Белгород
В
настоящее время для постсоветских
государств характерна активизация
процессов интеграции, как на государственном,
так и на региональном уровне, приграничное
сотрудничество регионов играет все
более заметную роль на постсоветском
пространстве. Данное обстоятельство
стимулирует процесс исследования
различных аспектов заявленной проблемы.
Прежде всего, это выражается в стремлении
понять и интерпретировать сущность
интеграционных процессов.
Я.Г. Ашихмина
выделяет два основных вида интеграции
– международная (или глобальная) и
региональная – нередко в современном
мире пересекаются между собой, порождая
многочисленные, в ряде случаев даже
бездейственные, интеграционные
структуры1.
Региональная интеграция рассматривается
рядом авторов в аспекте глобализации,
неоднозначно оцениваемой странами с
разным уровнем экономического развития2.
В
то же время интеграция является
объективным процессом углубления в
масштабах всей планеты многообразных
связей, достижение качественно нового
уровня взаимодействия, целостности и
взаимозависимости в экономике, финансах,
политике, науке и культуре3.
Российские и украинские приграничные
регионы имеют традиционные связи как
в области науки и образования, так и в
экономике. В тоже время появление границы
между Россией и Украиной стало реальным
барьером для совместного развития,
появившиеся проблемы «приграничности»
активизировали исследования украинских
и российских ученых в поисках ответов
по снижению барьерной функции границы.
Так использование модели еврорегионов
на территории России и Украины начинается
с 2003 года, когда был создан первый
российско-украинский еврорегион
«Слобожанщина» с целью повышение
жизненного уровня, так и необходимость
экономического развития приграничных
территорий4.
Приграничное сотрудничество является
достаточно новым для Украины и России
элементом внешних межрегиональных
связей. Именно поэтому данную проблематику
нельзя отнести к достаточно изученным.
Геополитические и экономические
разногласия правительств России и
Украины, иногда, ставят под угрозу
интеграционные проекты на региональном
уровне.
В основе научной проблемы лежит
противоречие между необходимостью
активизации приграничного сотрудничества
и дефицитом инновационных управленческих
решений, обеспечивающих эффективное
взаимодействие регионов России и
Украины.
Наблюдается недостаток скоординированной
политики для инновационного развития
приграничных территорий, как со стороны
России, так и со стороны Украины. В этой
связи, приобретает актуальность
определения механизмов для сотрудничества
приграничных регионов России и Украины.
Рассматривая варианты приграничного
сотрудничества, необходимо видеть
реальные усилия Российской Федерации
по переходу на инновационный путь
развития. Так в 2012 году доля продукции
шестого технологического уклада в
Российской Федерации составляла –
1,00%, а в Украине − лишь 0,04% ВВП. Доля
пятого технологического уклада в
Российской Федерации составляет 10,00%,
Украине составляет 3,00% величины ВВП. В
тоже время стоит отметить, что большинство
иновационноактивных предприятий Украины
расположены в приграничных с Россией
регионах. Это дает возможность отметить,
что активизация приграничного
сотрудничества России и Украины в
инновационной сфере весьма актуальна.
Усиление экономического сотрудничества
России и Украины будет иметь и значимый
социальный эффект.
Для решения обозначенной выше проблемы
необходимо определение концептуальной
основы инновационного социально-экономического
взаимодействия приграничных регионов
России и Украины, а также выработка
соответствующей стратегии ее реализации,
которая позволит закрепить взаимовыгодную
цель этого сотрудничества, определить
приоритетные сферы взаимодействия и
индикаторы успешности реализации
инновационной стратегии.
Научная значимость решаемой проблемы
заключается в разработке инновационной
стратегии активизации приграничного
сотрудничества России и Украины.
1. Проведение теоретического исследования
по проблематике приграничного
сотрудничества, инновационного потенциала
приграничных территорий, границы как
среды инновации.
2. Обобщение имеющегося международного
опыта интеграции регионов различных
государств, приграничного сотрудничества,
оценка позитивных и негативных
результатов;
3. Формирование инновационной стратегии
активизации приграничного сотрудничества
России и Украины.
4. Разработка модели и стратегических
сценариев реализации инновационного
взаимодействия приграничных регионов
России и Украины.
5. Разработка индикаторов реализации
инновационной стратегии активизации
приграничного сотрудничества России
и Украины.
Одним из перспективных направлений
инновационной стратегии является
создание технологических платформ
межрегиональных кластеров с включением
в них действующих предприятий и
организаций.
Технологическая платформа – это
организационная структура, создаваемая
для реализации механизма
государственно-частного партнерства
в сфере научно-технологического и
промышленного развития по наиболее
перспективным направлениям исследований
и разработок с участием заинтересованных
сторон и способствующая улучшению
взаимодействия и развитию кооперации
между государственными и муниципальными
органами, организациями науки, образования,
реального сектора экономики, социальной
сферы, общественными организациями и
объединениями, связанными технологически
и/или имеющими единую область применения
результатов5.
Кластер представляет собой группу
географически (территориально)
локализованных взаимосвязанных
предприятий, организаций и учреждений,
взаимодополняющих друг друга и усиливающих
конкурентные преимущества деятельности
отдельных его участников и кластера в
целом6.
Общность технологических платформ и
кластеров состоит в том, что они
способствуют интенсификации инновационной
активности за счет следующих факторов:
• усиления влияния потребностей бизнеса
и общества на реализацию важнейших
направлений научно-технического
развития;
• выявления новых научно-технологических
возможностей модернизации существующих
и формирования новых секторов экономики;
• определения направлений для быстрого
распространения перспективных технологий;
стимулирования инноваций, поддержки
научно-технической деятельности и
процессов модернизации предприятий;
• расширения научно-производственной
кооперации и формирования новых
партнерских связей в инновационной
сфере.
Статья подготовлена в рамках Задания
№2014/420 на выполнение государственных
работ в сфере научной деятельности в
рамках базовой части государственного
задания Минобрнауки России (рук.В.П.
Бабинцев)
1
Ашихмина Я.Г. Интеграционные проекты
в современной России: виды и характеристики
// Научный ежегодник Института философии
и права Уральского отделения Российской
академии наук. 2010. № 10.
С. 193-203.
С. 193-203.
2
Сапир Ж. Региональная интеграция: выбор
России и ЕС // Проблемы прогнозирования.
– 2002. № 4.
С. 33-42.
С. 33-42.
3
Гусев А.В. Участие Беларуси в интеграционных
процессах на постсоветском пространстве.
URL: http://iac.gov.by/nfiles/000020_823305.pdf (Дата обращения:
25.03.2014)
4
Кирюхин А.М. Российско-украинская
граница: приграничное сотрудничество.
Прозрачные границы. Безопасность и
трансграничное сотрудничество в зоне
новых пограничных территорий России.
Монография. 2002. С. 270-297.
5
Мацевитый Ю.М. Участие инновационных
структур в решении экономических и
экологических проблем региона. Экология
и промышленность. 2013. №1. С. 9-15.
6
Владимирова О.Н., Дягель О.Ю. Технологические
платформы как коммуника-ционный
инструмент реализации финансового
потенциала российской экономики //
Корпоративные финансы. 2012. №2 (22).
С. 71-79.
С. 71-79.
Комментариев нет:
Отправить комментарий