понедельник, 7 апреля 2014 г.

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ АКТИВИЗАЦИИ
ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И УКРАИНЫ

Бубенко П.Т., директор СВНЦ НАН и МОН Украины, д-р экон. наук, профессор, 

Северо-Восточный научный центр Национальной академии наук 
и Министерства образования и науки Украины, Украина, г. Харьков

Захаров В.М., директор Института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород
Сапрыка А.В., д-р техн. наук, доцент Харьковского национального университета городского хозяйства, Украина, г. Харьков
Сапрыка В.А., канд. социол. наук, доцент Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

В настоящее время для постсоветских государств характерна активизация процессов интеграции, как на государственном, так и на региональном уровне, приграничное сотрудничество регионов играет все более заметную роль на постсоветском пространстве. Данное обстоятельство стимулирует процесс исследования различных аспектов заявленной проблемы. Прежде всего, это выражается в стремлении понять и интерпретировать сущность интеграционных процессов.

Я.Г. Ашихмина выделяет два основных вида интеграции – международная (или глобальная) и региональная – нередко в современном мире пересекаются между собой, порождая многочисленные, в ряде случаев даже бездейственные, интеграционные структуры1. Региональная интеграция рассматривается рядом авторов в аспекте глобализации, неоднозначно оцениваемой странами с разным уровнем экономического развития2.
В то же время интеграция является объективным процессом углубления в масштабах всей планеты многообразных связей, достижение качественно нового уровня взаимодействия, целостности и взаимозависимости в экономике, финансах, политике, науке и культуре3.
Российские и украинские приграничные регионы имеют традиционные связи как в области науки и образования, так и в экономике. В тоже время появление границы между Россией и Украиной стало реальным барьером для совместного развития, появившиеся проблемы «приграничности» активизировали исследования украинских и российских ученых в поисках ответов по снижению барьерной функции границы. Так использование модели еврорегионов на территории России и Украины начинается с 2003 года, когда был создан первый российско-украинский еврорегион «Слобожанщина» с целью повышение жизненного уровня, так и необходимость экономического развития приграничных территорий4. Приграничное сотрудничество является достаточно новым для Украины и России элементом внешних межрегиональных связей. Именно поэтому данную проблематику нельзя отнести к достаточно изученным.
Геополитические и экономические разногласия правительств России и Украины, иногда, ставят под угрозу интеграционные проекты на региональном уровне.
В основе научной проблемы лежит противоречие между необходимостью активизации приграничного сотрудничества и дефицитом инновационных управленческих решений, обеспечивающих эффективное взаимодействие регионов России и Украины.
Наблюдается недостаток скоординированной политики для инновационного развития приграничных территорий, как со стороны России, так и со стороны Украины. В этой связи, приобретает актуальность определения механизмов для сотрудничества приграничных регионов России и Украины. Рассматривая варианты приграничного сотрудничества, необходимо видеть реальные усилия Российской Федерации по переходу на инновационный путь развития. Так в 2012 году доля продукции шестого технологического уклада в Российской Федерации составляла – 1,00%, а в Украине − лишь 0,04% ВВП. Доля пятого технологического уклада в Российской Федерации составляет 10,00%, Украине составляет 3,00% величины ВВП. В тоже время стоит отметить, что большинство иновационноактивных предприятий Украины расположены в приграничных с Россией регионах. Это дает возможность отметить, что активизация приграничного сотрудничества России и Украины в инновационной сфере весьма актуальна. Усиление экономического сотрудничества России и Украины будет иметь и значимый социальный эффект.
Для решения обозначенной выше проблемы необходимо определение концептуальной основы инновационного социально-экономического взаимодействия приграничных регионов России и Украины, а также выработка соответствующей стратегии ее реализации, которая позволит закрепить взаимовыгодную цель этого сотрудничества, определить приоритетные сферы взаимодействия и индикаторы успешности реализации инновационной стратегии.
Научная значимость решаемой проблемы заключается в разработке инновационной стратегии активизации приграничного сотрудничества России и Украины.
1. Проведение теоретического исследования по проблематике приграничного сотрудничества, инновационного потенциала приграничных территорий, границы как среды инновации.
2. Обобщение имеющегося международного опыта интеграции регионов различных государств, приграничного сотрудничества, оценка позитивных и негативных результатов;
3. Формирование инновационной стратегии активизации приграничного сотрудничества России и Украины.
4. Разработка модели и стратегических сценариев реализации инновационного взаимодействия приграничных регионов России и Украины.
5. Разработка индикаторов реализации инновационной стратегии активизации приграничного сотрудничества России и Украины.
Одним из перспективных направлений инновационной стратегии является создание технологических платформ межрегиональных кластеров с включением в них действующих предприятий и организаций.
Технологическая платформа – это организационная структура, создаваемая для реализации механизма государственно-частного партнерства в сфере научно-технологического и промышленного развития по наиболее перспективным направлениям исследований и разработок с участием заинтересованных сторон и способствующая улучшению взаимодействия и развитию кооперации между государственными и муниципальными органами, организациями науки, образования, реального сектора экономики, социальной сферы, общественными организациями и объединениями, связанными технологически и/или имеющими единую область применения результатов5.
Кластер представляет собой группу географически (территориально) локализованных взаимосвязанных предприятий, организаций и учреждений, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества деятельности отдельных его участников и кластера в целом6.
Общность технологических платформ и кластеров состоит в том, что они способствуют интенсификации инновационной активности за счет следующих факторов:
• усиления влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технического развития;
• выявления новых научно-технологических возможностей модернизации существующих и формирования новых секторов экономики;
• определения направлений для быстрого распространения перспективных технологий; стимулирования инноваций, поддержки научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий;
• расширения научно-производственной кооперации и формирования новых партнерских связей в инновационной сфере.

Статья подготовлена в рамках Задания №2014/420 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России (рук.В.П. Бабинцев)
1 Ашихмина Я.Г. Интеграционные проекты в современной России: виды и характеристики // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. № 10.
С. 193-203.
2 Сапир Ж. Региональная интеграция: выбор России и ЕС // Проблемы прогнозирования. – 2002. №  4.
С. 33-42.
3 Гусев А.В. Участие Беларуси в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. URL: http://iac.gov.by/nfiles/000020_823305.pdf (Дата обращения: 25.03.2014)
4 Кирюхин А.М. Российско-украинская граница: приграничное сотрудничество. Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России. Монография. 2002. С. 270-297.
5 Мацевитый Ю.М. Участие инновационных структур в решении экономических и экологических проблем региона. Экология и промышленность. 2013. №1. С. 9-15.

6 Владимирова О.Н., Дягель О.Ю. Технологические платформы как коммуника-ционный инструмент реализации финансового потенциала российской экономики // Корпоративные финансы. 2012. №2 (22).
С. 71-79.

Комментариев нет:

Отправить комментарий